Вчера мы писали, что Сбербанк Казахстан в Казахстане ушел в дефицит с капиталом минус 10 миллиардов. И работает, нарушая нормативы. Мы проанализировали его собственный капитал — еще в прошлом месяце сумма была 279 млрд. А сейчас, напомним, минус 10 млрд. Куда подевались деньги? Разбирается Bizmedia.kz совместно с MONETARITY.
Куда «Сбербанк Казахстан» потратил 279 млрд?
В течение последних нескольких месяцев банк ежемесячно имел минус в доходах, но это не было проблемой, поскольку Сбер обладал достаточным капиталом для их покрытия.
Падение доходов Сбербанка намного превышает темпы сокращения его расходов, и это не может быть связано с тем, что у них были такие планы. Однако сейчас банк уже находится в преддефолтном состоянии и нуждается в рекапитализации, чтобы продолжать работать. Вполне вероятно, что сделка по продаже Сбера не за горами.
Деньги Сбербанк Казахстан, по данным Национального банка, потратил для оплаты подоходного налога — за месяц сумма вышла в 279,5 млрд тенге.
Что происходит сейчас?
Сейчас банк тратит деньги своих вкладчиков и кредиторов, чтобы работать с преддефолтным состоянием. Сюда входят и деньги, заимствованные у материнской группы по рыночным ставкам. Еще, наверняка, и не в тенге.
Кредит, в отличие от участия в капитале, должен быть погашен. Почему материнская компания не захотела участвовать в капитале? Почему ее кредит не конвертировали в капитал, учитывая его мизерную стоимость? Пока эти вопросы остаются в воздухе.
Для нового покупателя «Сбер» — выгодная сделка?
Новый покупатель банка должен будет рекапитализировать его, чтобы обеспечить соблюдение прудовых норм и учесть возможность возврата кредита материнской группе. Это приведет к повышению стоимости заимствований для банка и может ограничить его возможности по кредитованию.
Стоимость продажи «Сбербанк Казахстан» — большой вопрос, поскольку его нужно будет рекапитализировать, а деньги вернуть материнской группе. Эта сделка кажется крайне невыгодной, если только покупателем не будет нерезидент. Но тут тогда возникает другой вопрос — зачем это нерезиденту? Рыночный инвестор из Казахстана не пошел бы на такую пустую трату денег. А если в сделке будет участвовать государство, то это просто неэффективное и невыгодное расходование средств.
Вернуть деньги материнской группе делает покупку невыгодной
Если кредиты просто передаются в условный институт развития, закрывая оставшиеся обязательства и историю финансового института, то проблем нет. Однако все упирается в необходимость вернуть кредит материнской группе и покрыть минус.
Непонятно, почему «Роснефть» согласилась на это, ведь проект явно не является прибыльным. Представляется вероятным, что Игорь Сечин не принял это решение самостоятельно — кто-то из Кремля подтолкнул его к этому. Это говорит о том, что они хотели избавиться от непрофильного актива.
Читайте также: