Такое ли хорошее льготное автокредитование, как кажется на первый взгляд? Эта программа, как видим, вызывает проблемы. Автодилеры заставляют людей брать авто с дополнительным оборудованием, прокуратура находит нарушения и в РК фиксируют рост цен на машины. В этом вопросе попробовал разобраться корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Новая программа автокредитования в Казахстане привлекает много внимания автолюбителей и дилеров. Мы решили поделиться своими мыслями об этой программе.
Программа предлагает целый ряд преимуществ для тех, кто хочет приобрести новый автомобиль. Прежде всего, она предлагает значительную скидку на процентную ставку по кредиту. Это огромное преимущество, поскольку оно может сэкономить заемщикам деньги на выплате процентов в течение всего срока кредита.
Вопрос обременения кредита должен рассматриваться в каждом случае отдельно, но учитывая текущие рыночные ставки и предлагаемые льготные условия по автокредитам в рамках программы, очевидно, что это еще один элемент «финансовой репрессии».
- И текущую финансовую ситуацию в Казахстане можно охарактеризовать как «финансовую репрессию». Это означает, что кредиты выдаются по искусственно заниженным процентным ставкам, которые намного ниже реальной рыночной ставки. Такое искажение стоимости денег в конечном итоге вредит экономике, не позволяя ей полностью раскрыть свой потенциал.
Текущая базовая ставка в экономике Казахстана составляет 14,0% годовых, а ставка индикатор TONIA (Tenge OverNight Index Average) представляющая собой безрисковую ставку прямо сейчас составляет 14,11%.
Как льготное автокредитование вызывает проблемы в экономике Казахстана?
Существует несколько причин, по которым могут возникнуть финансовые проблемы. В нашем случае это, скорее всего, связано с тем, что правительство хочет стимулировать заимствования и инвестиции в экономику. Поддерживая низкие процентные ставки, они надеются побудить бизнес к инвестированию и расширению, что в конечном итоге приведет к экономическому росту.
Однако такая политика может сработать только в том случае, если правительство в состоянии поддерживать инфляцию на низком уровне. В противном случае высокая инфляция быстро сведет на нет эффект от низких процентных ставок, поскольку заемщики будут требовать повышения ставок, чтобы компенсировать потерю покупательной способности.
Уровень потребительской инфляции в Казахстане по состоянию на апрель составил 13,2%. Это означает, что кредит под 4% является почти «бесплатным» для потребителей. Разница между льготной ставкой и реальной рыночной ставкой коммерческих банков покрывается государством.
Вред для автомобильного рынка
Действительно, при текущей базовой ставке в экономике, выросла как стоимость заимствования денег в экономике (кредитные ставки), так и стоимость хранения денег на банковских депозитах (депозитные ставки).
Доступность льготного кредита по процентной ставке гораздо ниже рыночной в корне меняет статус-кво. В результате экономическим агентам становится выгоднее брать кредиты, и они могут рассчитывать на получение более высоких процентных ставок по своим депозитам.
Финансовые репрессии, практикуемые в Казахстане, создают как положительные, так и отрицательные последствия для экономики. С одной стороны, она позволяет населению использовать финансовые ресурсы даже в сложных рыночных условиях. Это помогает им решить различные проблемы, например, купить автомобиль. С другой стороны, это может привести к экономической стагнации и снижению качества жизни граждан. Власти должны учитывать все эти факторы при принятии решений по экономической политике.
- А с третьей стороны, государство за счет бюджетных денег создаёт дополнительный спрос на рынке, что зачастую приводит к росту цен. Причем, это происходит не только из-за резкого роста спроса в случае автокредитования, но и из-за ограниченного предложения в условиях глобальных проблем с цепочками поставок.
Государство может создать на авторынке ситуацию, которая сейчас складывается на рынке жилья, подогревая спрос популистскими льготными программами.
Высокие цены на жилье на рынке обусловлены государственными программами, из-за которых цены растут двузначными темпами. Это делает жилье менее доступным для широкого круга людей, которые изначально были целевой аудиторией этих программ.
Вывод
Государство субсидирует покупку автомобилей для населения, что приводит к росту цен на авторынке. При этом «чисто» рыночные программы коммерческих банков для населения становятся непривлекательными. Однако потребитель по-прежнему участвует в них, но уже за счет государственных субсидий.
Пока такие программы действуют, они будут приводить к росту цен на автомобили. Государству необходимо либо найти способ сделать эти программы более эффективными, либо вообще избавиться от них. В противном случае, возможно, что они будут продолжать наносить ущерб экономике.
Читайте также:
- Как в РК решат дефицит авто, созданный автокредитованием
- Прокуратура нашла нарушения в льготном автокредитовании в РК
- Казахстанцы недовольны условиями льготного автокредитования в 2022 году
- Официальная инструкция, как взять автокредит под 4%
- Старым очередникам нужно повторно подать заявку на льготное автокредитование в РК