Неделька выдалась просто потрясающая – в самом прямом смысле слова. Причем, не только в южной столице, которой в силу геосейсмических особенностей региона периодически трястись сам бог велел. Если верить сверхчутким социальным сетям, толчки ощущались и на востоке страны, и даже в «центровой» Караганде. На юге же страны – начиная с Алматинской области – «счетчики Фейсбука» беспрестанно «фиксировали» трещины в стенах школ, больниц, жилых домов.
Правда, ни одного заслуживающего доверия видеосвидетельства заслуженные сейсмологи Мордокниги выложить не сподобились – в отличие от жителей мегаполиса, светивших в ленте невнятные фотки трещин в стенах своих жилищ и даже мутноватые видео «аэрофотосъемки». После первых толчков старожилы южной столицы признавались: они были самыми мощными и продолжительными со времен землетрясения 1976 года мощностью до 6 баллов. Но бравые ЧСники, выходившие в прямой эфир по горячим следам с явно растерянными физиономиями, твердо стояли на 5 баллах – ибо уже при 5,5 полагалось врубать сирены.
Их так и не врубили, за что уже «после драки» удостоились высочайшей похвалы: в четверг президент Токаев прилетел в Алматы, чтобы провести экстренное совещание по сейсмобезопасности.
Само по себе это мероприятие не запомнилось почти ничем – кроме разве что многообещающей тирады в адрес главы МЧС Сырыма Шарипханова.
– Нынешнюю работу никак нельзя назвать удовлетворительной. Министру Шарипханову я ставлю на вид. Если считаете свою работу неподъемной, дайте знать, здесь ничего зазорного нет. Вернем на научно-преподавательскую работу. Сейчас нужен практический подход к деятельности министерства и, в целом, к решению вопросов, которые возникают во время чрезвычайных ситуаций. Ситуация очень сложная и ответственная, она напрямую влияет на безопасность нашей страны. Поэтому нам всем необходимо проявить ответственность, собранность и активность. Другого пути нет. Администрация Президента будет держать на контроле все указанные сегодня вопросы,- с расплавленным металлом в голосе предупредил Касым-Жомарт Кемелевич.
Справедливости ради скажем: таких «желтых карточек» глава государства раздал много и многим – от аграриев до энергетиков, от практиков реформ до их теоретиков. Нельзя сказать, что за прошедшие годы эти «горчичники» кардинально отразились на развитии страны в целом и базовых отраслей ее экономики – в частности. В случае же с «землетрясом» угроза будущих оргвыводов выглядит и вовсе странно: предсказывать движняки в подземном царстве совсем уж заранее не научились даже умницы японцы. Хотя, конечно, в этой области нам до страны Восходящего Солнца как до Луны.
Впрочем, в одном с главой государства точно стоит согласиться, а именно: в катастрофическом неумении властей (и не только чрезвычайных) общаться с народом, особенно в условиях форс-мажора.
Оповещение должно решать несколько основных задач. И их приоритетность зависит от масштаба угрозы. Однако действующие алгоритмы этого не учитывают. При сильном землетрясении людей волнует вовсе не информация о его физических характеристиках и расположении эпицентра. Мощность стихии они и так уже почувствовали на себе. В такой момент главное – снабдить граждан информацией, как действовать дальше: «Можно ли возвращаться в дома?», «Куда идти, чтобы получить помощь?» Поэтому систему оповещения нужно пересмотреть, сделать ее более ориентированной на практические нужды. Технические средства должны обеспечивать своевременное доведение информации до каждого. На этот раз смс-уведомленияпришли с опозданием. – наставлял подчиненных президент.
И с этим не поспоришь. Но имею вопрос: неужто эту прописную истину должен втолковывать людям с профильным образованием (сам Шарипханов окончил среди прочего целую Академию гражданской защиты РФ и имеет большой опыт работы в чрезвычайных службах разного уровня) должен втолковывать кадровый дипломат, по определению не знающий (и не обязанный знать!) тонкости работы асов служб спасения? И еще, вдогонку, так сказать: где были эти самые асы, когда правительство разрабатывало так называемый «Комплексный план развития сейсмологической отрасли»? Или как у нас водится, завизировали документик, доложили «наверх» и отправились бешбармачить? Именно так, если судить по массовому бегству алматинцев из города роковой «толчковой» ночью!
А почему опоздали смс-уведомления? Вопрос в том числе и к нашим любимым мобильным операторам, и к их «начальнику» — великому и ужасному главе Минцифры Багдату Мусину. Между прочим, в помянутой уже добрым словом Японии общенациональная система раннего предупреждения о землетрясениях действует с 2007 года. За эти 17 лет время ее применяли 130 раз. А в 2011 году благодаря ей сообщение о сильнейшем землетрясении передали по ТВ аж за целую минуту до первого толчка. Именно это уверены островитяне, позволило вести счет жертвам стихии не на сотни тысяч, а на десятки.
И еше. Власти этой потрясающей страны честны перед своими гражданами до безобразия. Лет эдак пять назад тогдашний мэр Токио Юрико Коикэ заявила с самурайской прямотой: в результате землетрясения в Токио, которое ожидается в ближайшие 30 лет, по расчетам специалистов, погибнут 23 тысячи человек, материальный ущерб вдвое превысит годовой ВВП страны. «Оно может произойти в любой момент. Поэтому мы должны быть готовы к худшему» — этими словами градоначальница открыла массовые сейсмотренировкив японской столице (мы тоже такие проводим, но, как дал понять президент, только на бумаге).
Так что, правильно президент хвалил чипов и дейлов за выключенные сирены – только их воя и не хватало в ту ночь для полного счастья…