Мы живем в удивительной стране: только у нас интервью президента главной официальной газете способно стать топовым событием первого месяца наступившего года. С его опубликования в «Егемен Казакстан» идет уже вторая неделя, а до сих пор не видно события, способного составить конкуренцию этим, как пелось в старой советской песенке, «нескольким строчкам в газете».
Но что же нового – в смысле, ранее не артикулированного и принципиально важного – поведал читателям глава государства? Тут, как говорится, в товарищах (политиках, политологах, экономистах и просто диванных экспертах) согласья нет. Одни увидели в президентском «интервью на заданную тему» принципиальный разрыв со «Старым Казахстаном» и честное – пусть и запоздалое признание недавнего двоевластия Акорды и Библиотеки – еще совсем недавно официально толковавшегося как чудовищная ересь. Другие с удивлением констатировали, что президент сначала развенчал своего предшественника, обвинив его – пусть и не называя по имени – в трагических январских событиях, а затем подсластил пилюлю, дежурно воздав должное исторической роли вчерашнего Отца нарда. Словом, армия искателей скрытых смыслов президентского «протопослания» не уменьшается по сей день – и каждый из этих смыслов имеет право на существование.
Но нам представляется главным не война полумифических «жана и ескiКазахстанов» и даже не поиск виновников и истинных бенефициаров Кантара. Главную коллизию сегодняшнего дня штрихами, контурно обрисовал собеседник «Суверенного Казахстана» всего в нескольких строках. Вот они: «Это 9удвоение ВВП к 2029 году -авт.) вполне достижимая цель. По оценкам аналитиков Международного валютного фонда, по итогам 2023 года объем ВВП в текущих ценах в Казахстане должен составить свыше 259 миллиардов долларов, что на 15% больше чем в 2022 году. Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии.
Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть – до 16,8 тысячи долларов. Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное – это реальное благополучие граждан». Немногие комментаторы увидели скрытый в этих словах президента камень в огород правительства, упорно выдающего магию больших цифр за поступательное движение к всеобщему благоденствию. Прямо назвал вещи своими именами, пожалуй, только экономист Айдархан Кусаинов: «С одной стороны, у нас рекордные темпы роста экономики, но при этом реальные зарплаты практически стагнируют.
Доходы населения падают – и это полный провал обозначенной политики благополучия казахстанцев». Независимый аналитик и связанный множеством условностей и обязательств носитель верховной власти, не сговариваясь, оценили ситуацию одинаково – пусть и разными словами. И это – главная сенсация первых дней новогодья (при том, что медийная публикация с высказыванием г-на Кусаинова увидела свет на исходе декабря, а президентское интервью – в первый рабочий день января).
Это главная трагедия президента: он упорно (и вполне очевидно, что искренне) хочет как лучше, а у его исполнительной вертикали с незавидным постоянством выходит как всегда. На этом фоне многие заметили анонсированный в интервью очередной «разбор полетов» — расширенное заседание правительства с участием президента. Но практически ни у кого это событие ближайшего будущего не породило особых надежд. А экономический обозреватель Петр Своик высказался с несвойственным ему пессимизмом: «Думаю, что трендом следующего года будет не просто усиление недовольства правительством, а совершенно очевидная демонстрация бесполезности и бесперспективности этого органа. Его нужно как можно скорее сменить, но проблема в том, что менять не на кого».
И в этом самая неразрешимая дилемма: кабинет Алихана Смаилова плох, но любой следующий будет, как минимум, не лучше. Почему? Только что упомянутый Петр Своик отвечает так: «– Основной тренд 2023 года переходит в следующий – это полная программная импотенция правительства. Все остальное лишь следствие. Президент Токаев еще весной поручил правительству и АСПИРу обновить программу «Казахстан 2050» и самое главное – обновить национальный план развития до 2025 года. А еще он поручал правительству разработать инфраструктурный план – это как раз к вопросу изношенности энергетических объектов. Правительство, вместе с администрацией президента, поскольку АСПИР находится в ее ведении, блестяще провалили эти задания. В новый год мы входим практически без основных программ. Более того, в уходящем году правительство поставило на утрату весь пакет национальных проектов, утвержденных всего пару лет назад». Иначе говоря, весь стратегический курс президента Токаева на построение Нового (он же – Справедливый) Казахстана под угрозой превращения в очередную иллюзию – вроде назарбаевских «рухани жангыру», «общества всеобщего труда» или «досрочно выполненной» в десятые годы стратегии «Казахстан-2030».
Правительство – вне зависимости от фамилий его членов – под выработку стратегии реформ просто «не заточено»: в нашей системе власти это прерогатива администрации президента. Задача которой – подбрасывать в «камин» главы государства концептуальные «дровишки». Но в АП последних лет традиционно неважно со стратегическим планированием, а после ее реорганизации и ухода главы экономического блока Тимура Сулейменова в Нацбанк стало еще хуже.
То есть, необходимо кардинально перестраивать всю систему власти, создавать реальную парламентскую многопартийность, способную сформировать коалиционное правительство, ответственное перед всенародно избранным президентом, а в его лице – перед всем обществом.
Задачу эту тяжело выполнить до 2029 года, который сам глава государства в очередной уже раз обозначил в интервью «главной газете страны» последним годом своего президентства. Но Касым-Жомарту Токаеву придется решать ее в ускоренном режиме: другого выбора у него просто нет.