Как не без иронии заметил известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, «в последнее время информационная политика государственных органов сосредоточена на двух ключевых вопросах: опровержении многочисленных фейков и дезавуировании собственных же заявлений». Для некоторых отечественных ведомств «дезавуирование», то есть, опровержение самих себя стало обязательным ритуалом, вроде утренней чистки зубов, размышляет Bizmedia.kz.
Взять, к примеру, такое серьезное вроде бы учреждение как Министерство энергетики. Не далее как в среду, 4 октября, «энергичный» министр Алмасадам Саткалиев заявил столичным медийщикам: «Будет произведен общенациональный диалог в виде референдума [по теме строительства АЭС], о ходе которого мы в установленном порядке вам сообщим. Следующие шаги будут сделаны по итогам проведения данного референдума. В настоящее время мы приостановили наши работы, в том числе консультации с потенциальными вендорами». Это утверждение зафиксировано на видео, которое поспешили растиражировать многие медиа – в том числе, в своих телеграм каналах. Заявление уважаемого министра абсолютно правильное и логичное. Действительно, а вдруг участники будущего плебисцита (дата которого пока официально не объявлена, хотя наш славный ЦИК уже изъявил пионерскую «всегдаготовность» провести его до конца года) скажут мирному атому решительное «нет»? А славный ЦИК возьмет, да и посчитает результаты арифметически, а не политически? Словом, тут Алмасадам Майданович сделал грамотный ход: в самом деле, чем черт не шутит, пока бог спит…
Но уже на следующий день – в четверг 5 октября, пресс-служба Минэнерго дезавуировала слова шефа по полной программе, обнародовав пресс-релиз со словами: «На заседании (Общественного совета при Минэнерго авт.) рассмотрены вопросы по проекту строительства АЭС в Казахстане, совершенствование регуляторной базы для строительства АЭС; вопрос подготовки кадров для атомной энергетики; проекты концепции и закона РК «Об обращении с радиоактивными отходами». В качестве потенциальных поставщиков рассматриваются компании CNNC (КНР, реактор HPR-1000), ГК «Росатом» (РФ, реакторы ВВЭР-1200, ВВЭР-1000), KHNP (Южная Корея, реактор APR-1400) и EDF (Франция, реактор EPR1200). В настоящее время с вышеуказанными поставщиками ведутся углубленные переговоры по обсуждению предлагаемых условий по реализации проекта строительства АЭС».
Как прикажете это понимать? Даже употребление господином министром глагола слова «остановлены» с осторожной приставкой «при» должно означать то, что на данный момент всяческие контакты с вендорами прекращены ПОЛНОСТЬЮ. А тут вдруг выясняется: переговоры ведутся – да не простые, а УГЛУБЛЕННЫЕ!
В релизе пресс-службы не уточняется, проходило ли это самое заседание ОС в присутствии самого министра или кого-либо из его замов. Если так, то слова политолога Ашимбаева пришлись в самую «десятку».
Но если раньше министр Саткалиев был вынужден в меру своих сил и способностей «дезавуировать» собственного зама Жандоса Нурмаганбетова, «отменившего» референдум по АЭС, обещанный не кем-нибудь, а президентом страны, то теперь выясняется: в ключевом министерстве все запущено еще больше, и слова первого руководителя – не указ даже для ведомственного ОС. Вот так разгул демократии!
Мало кто удивится, если завтра окажется, что на очередном заседании «волшебников» из страны ОС будут обнародованы результаты «замера общественного мнения» в пользу строительства станции, и видавшему всякие виды Центризбиркому останется лишь «масштабировать» их до размеров республиканского референдума. Благо, в этом нашим «артистам ЦИКа» нет равных…
Так зачем ради сущей формальности прерывать «углубленные переговоры» с уважаемыми российскими, китайскими и примкнувшими к ним французскими вендорами. Не стоит кайф ломать серьезным людям!