Дифференцированные цены на дизельное топливо для граждан и иностранцев в Казахстане могли бы помочь сдержать возможный дефицит и рост цен для всех потребителей, считают эксперты. Но есть некоторые нюансы, о которых узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Первое мнение
Ерлан Жаукин, эксперт рынка нефти и нефтепродуктов, считает, что государство преследует социальные цели на рынке топлива, пишет Tengrinews.kz. Это связано с тем, что не все социально значимые продукты, в том числе дизельное топливо и бензин АИ-92, регулируются государством.
Высокие цены на дизельное топливо в соседних странах и в остальном мире сделали Казахстан более привлекательным направлением для транзитных перевозок. Только в прошлом году грузовики, следующие из Узбекистана в Россию, ежемесячно забирали около 100-150 тысяч тонн дизельного топлива.
Эксперт отметил, что большое количество грузовиков из Узбекистана в Россию продолжают ежедневно въезжать в Казахстан, вывозя таким образом более 250 тысяч тонн дизельного топлива.
Эта система выгодна для грузовиков, так как позволяет им заправляться при въезде в Туркестанскую область, а затем снова заправляться при выезде из страны. Этого запаса топлива достаточно, чтобы водители могли доехать до Москвы и обратно.
Мера по применению дифференцированных тарифов для резидентов и нерезидентов является правильной, но не эффективной, так как приведет к коррупции на автозаправочных станциях. По мнению эксперта, эта мера не достигнет своей цели — снижения цен на газ, а скорее создаст стимул для работников АЗС заниматься коррупционной деятельностью с целью увеличения прибыли.
Сотрудники на автозаправочных станциях будут просто заправлять за плату, независимо от их гражданства. Эта услуга необходима, но важно, чтобы существовал надлежащий контроль над тем, как она осуществляется.
В международной практике есть опыт Венгрии по установлению разных цен на топливо для своих граждан и граждан других стран ЕС. Эта практика была отменена после того, как она не принесла реальных результатов.
В ближайшем будущем цены на топливо, скорее всего, будут расти из-за увеличения темпов инфляции и роста цен на другие товары. Это окажет влияние на цены других товаров. По словам эксперта рынка Ерлана Жаукина, топливо является ключевым товаром, который задает тон ценообразованию во всем мире.
Правительство пытается удержать цены на дизельное топливо и бензин на низком уровне, но в конечном итоге их придется поднять до рыночного уровня. Министерство может начать с введения дифференцированного тарифа.
Цена сырой нефти на мировом рынке составляет около $95-97 за баррель, но в Казахстане ее переработка обходится всего в $20-28 за баррель. Это делает производство топлива в Казахстане намного дешевле, чем в любой другой стране мира.
Атыраускому заводу выгоднее производить мазут, чем бензин, поскольку аварии на заводах могут быть выгодны, так как высвободившееся топливо можно использовать для производства мазута.
Стоимость добычи сырья на стареющих месторождениях Казахстана высока, и большая часть этих ресурсов направляется на внутренний рынок. В результате иностранным партнерам невыгодно инвестировать в эти месторождения.
Затраты на производство топлива в нашей стране превышают доходы от его продажи как внутри страны, так и на экспорт. Это означает, что цены на топливо должны быть эквивалентны ценам соседних стран.
На взгляд Жаукина, добывать газ невыгодно, потому что он продается на внутреннем рынке по 7 центов за кубометр. В такой ситуации выгоднее сжигать его на факеле и платить штраф, чем отправлять на производство.
Строить четвертый НПЗ в Казахстане не имеет смысла, так как три существующих завода удовлетворяют внутренний спрос — за исключением топлива, которое экспортируется за рубеж. Три НПЗ производят от 500 000 до 520 000 тонн топлива ежемесячно.
Количество топлива, потребляемого зимой, составляет 400 000 тонн, а оставшиеся 100 000 тонн хранятся в резерве для использования в летние месяцы, когда потребность в топливе возрастает. Повышенное потребление топлива транзитным транспортом может исчерпать резервы к сентябрю.
Многие эксперты выдвигают разумные идеи о том, как сократить экспорт топлива за рубеж и компенсировать будущий рост цен. Одна из возможностей — это своего рода кешбэк на топливо. Многие банки сейчас имеют такие программы, когда вы покупаете определенный вид товара, а банк возвращает вам часть денег в виде бонусов.
Также можно было бы возвращать гражданам деньги после заправки. Допустим, на заправке дизель бы стоил 450 тенге для всех клиентов, но гражданам на счет возвращалось бы 190 тенге кешбэка. Таким образом, можно было бы уйти от рисков коррупции на АЗС.
Дизель станет дороже в Казахстане: второе мнение
Меры, принятые Министерством энергетики, являются последним шагом перед повышением цен на дизельное топливо для всех потребителей, считает независимый эксперт энергетического рынка и ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Эксперт рассказал, что осенний дефицит он предсказал еще весной, а также сделал еще один прогноз: зимнее дизельное топливо будет стоить более 500 тенге за литр для всех потребителей Казахстана.
Министр заявил, что экспорт топлива составляет один миллион тонн в год из пяти миллионов тонн топлива, которое мы производим. По его оценкам, 20 процентов этого топлива экспортируется и теряется при транспортировке. Эта мера лишь отсрочит дефицит на год, но не устранит его полностью.
Бессмысленно строить новые заводы, потому что это все равно, что организм начал бы «строить» новый подбородок для борьбы с ожирением. Необходимо выравнивать цены с соседними государствами, приводя их в соответствие с рыночными методами ценообразования.
Наш внутренний рынок не очень эффективно удерживает деньги, которые он производит. Несмотря на усилия по удержанию денег в пределах наших границ, значительная их часть все равно утекает легальными и неофициальными путями.
По словам Байдильдинова, в августе-сентябре дефицит должен составить 100-140 тысяч тонн топлива. По его мнению, в Казахстане все равно наступит дефицит. Эксперт привел цены в соседних странах по данным Global Petrol Prices.
В Кыргызстане в пересчете на тенге цены составили 381 тенге за литр, в России — 407 тенге, Беларуси — 468 тенге, Китае — 584 тенге, Узбекистане — 620 тенге, Турции — 660 тенге, Украине — 709 тенге. Для сравнения, в ОАЭ литр дизеля стоит 542 тенге, в США — 652 тенге, а самый дорогой дизель в Швейцарии и Гонконге — 1195 и 1322 тенге соответственно.
Цена на топливо растет во всем мире, поэтому мы сможем экспортировать любое топливо, какое захотим, независимо от любых установленных барьеров. Со временем придется ввести ограничения и на топливо АИ-92, поскольку цены будут продолжать расти.
Эпоха низких цен на энергоносители подходит к концу. Автомобилистам и предприятиям нужно будет готовиться к повышению цен в ближайшем будущем. В настоящее время цены на топливо, природный газ, сжиженный газ, электричество и тепло невыгодны.
Нет никакой новой промышленности, инвестиций или инноваций, которые могли бы помочь нам в будущем, потому что мы уже испытываем дефицит всех видов энергии.
Напомним, министерство энергетики разработало проект приказа, который предусматривает дифференцированные цены на дизельное топливо. Цены будут дифференцированы в зависимости от места проживания, объемов потребления и видов транспорта.
4 августа был опубликован проект приказа министра энергетики, с введением которого планируется дифференцировать цены на дизельное топливо. В нем были указаны конкретные цены в отдельных регионах.
Читайте также:
- Куда жаловаться, если на АЗС не хотят заливать дизель в Казахстане
- Дизель по 260 кончился, продают по 450 — неофициальные данные
- За сколько будут продавать бензин и дизель в Казахстане
- Еще один Национальный банк появится в Казахстане
- Не дороже 230 и 260 тенге. Предельные цены на дизель в Казахстане
- На сколько подорожали дизель и бензин в Казахстане в 2022 году
- Разные цены на дизтопливо введут в Казахстане