Специалисты компании INFOLine провели исследование сектора общественного питания не только в Российской Федерации, но и в странах Центральной Азии, Беларуси, а также в некоторых государствах Кавказского региона. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
В 2023 году зафиксировано увеличение оборота индустрии общественного питания, если принимать во внимание американские доллары, во всех рассматриваемых регионах. Однако, в России этот показатель показал уменьшение из-за того, что национальная валюта стала менее стабильной.
Важно подчеркнуть, что в каждой из изучаемых стран наблюдался значительный рост отрасли, измеряемый в национальной валюте и учитывая цены, сопоставимые с прошлыми периодами. Эта статистика была получена от официальных государственных органов статистики.
Для примера, в России отрасль выросла на 12%, в Казахстане — на 25%, в Беларуси — на 10,2%, в Узбекистане — на 12,6%, в Армении — на 25,4%, в Кыргызстане — 24,9%, в Азербайджане — 12%. То есть Казахстан и Кыргызстан вошли в топ-3 стран, показавших в 2023 году существенный рост оборота рынка общественного питания.
Такой рост объясняется не только естественным развитием сектора, включая динамику цен на продовольственные товары, повышение потребления и открытие новых заведений общепита, но и увеличением доли легального бизнеса и усилением его прозрачности. В Армении и Кыргызстане также способствовало увеличение количества клиентов благодаря притоку туристов и мигрантов из России.
В целом можно сказать, что сектор общественного питания в Центральной Азии сейчас находится на стадии активного формирования. Однако эксперты из компании INFOLine полагают, что в ближайшее время сектор будет развиваться еще более стремительно благодаря ряду благоприятных факторов.
Среди них стоит выделить демографический рост (например, за последние тринадцать лет численность населения Казахстана увеличилась на 18%), открытие в регионе новых сетей общественного питания, включая как российские, так и международные, а также активное развитие въездного туризма (к примеру, Узбекистан в 2003 году посетило на 26,6% больше иностранных гостей, чем в предыдущем году, а в Кыргызстане этот показатель увеличился в пять раз и достиг 10 миллионов человек, при том что население этой страны составляет всего 7 миллионов человек).
Рынок общепита
На рынке общепита Российской Федерации размеры значительно превосходят аналоги в Республике Казахстан, что делает его наиболее развитым среди стран этого региона. По мнению аналитиков, начиная со второго месяца 2022 года, сектор питания сталкивается с глубокими изменениями, вызванными отказом многих международных брендов продолжать свою деятельность в стране.
Так, известные всему миру сети McDonald’s, KFC, Starbucks прекратили свое присутствие не только в России, но и покинули рынки Беларуси и Казахстана, где их представление также было связано с российскими филиалами.
Специалисты обращают внимание на увеличившийся интерес российских предприятий общественного питания к перспективам в Центральной Азии. В связи с этим, ряд известных компаний, в числе которых такие как «Шоколадница», «Якитория», Osteria Mario и «Швили» выражают намерения начать свою деятельность на рынках Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Армении. Такая стратегия становится выгодной из-за меньших расходов на аренду, сырье и труд в указанных странах по сравнению с Россией, что в свою очередь обещает большую прибыль за счет снижения конкуренции.
В данные момент, если не учитывать Российскую Федерацию, наибольшее количество международных сетевых компаний, связанных с общественным питанием, сосредоточено в Казахстане. Здесь функционирует более трех десятков различных брендов, среди которых такие как Global Coffee, Coffee BOOM, Додо Пицца, KFC, Kulikov, Burger King, Hardee’s и Starbucks.
Наиболее популярным форматом заведений в обеих странах остается быстрое питание, или Fast food, занимающее более 30% от всей деятельности сетевых кафе и ресторанов в регионе Центральной Азии.