Экономист Галим Хусаинов прокомментировал ключевые изменения в новом Налоговом кодексе. В своём Telegram-канале он назвал реформу «частичной победой здравого смысла», хотя, по его мнению, она лишь частично устраняет системные ошибки последних лет.

«Исправлять ошибки прошлых лет, зачастую, очень сложно, иногда даже политически невыгодно», — написал Хусаинов.
Он напомнил, что многие налоговые льготы вводились в угоду краткосрочным политическим целям, а не ради пользы экономики.
«Казалось бы, кто-то получает от таких льгот плюсы и экономию, но в целом вся система не развивается и тормозится», — добавил он.
В пример он привёл дешёвое топливо и коммунальные услуги, которые кажутся благом, но приводят к износу инфраструктуры, падению доходов и резкому росту тарифов в будущем. По его словам, такие искажения привели к разбалансировке финансовой системы Казахстана.
«Чтобы повернуть вспять все вредные льготы для макроуровня, теперь требуется годы волевых решений», — пищет экономист.
Хусаинов поддержал повышение НДС до 16%, назвав это компромиссным, но необходимым шагом: «Мои личные расчёты показывали, что ставка должна была быть в районе 20%, но все понимают, что это больно: большое влияние на единовременную инфляцию».
Он отметил, что ставка налога должна соответствовать уровню социальных расходов.
«Когда в своё время снизили ставку НДС в Казахстане до 12%, это привело к сокращению социальных расходов, расходов на инфраструктуру и полной зависимости от цен на нефть», — подчеркнул эксперт.
Также он положительно оценил ограничение розничного налога только для B2C (бизнес-потребитель) сегмента. Ранее, по его словам, пониженные ставки способствовали дроблению бизнеса и выводу прибыли из-под налогообложения.
Что касается порога по регистрации НДС — 40 млн тенге — Хусаинов считает его компромиссным. Он отмечает, что несмотря на ограничение, бизнес всё равно будет пытаться дробиться.
Он также объяснил идею авансирования НДС: «Введение авансирования НДС должно полностью исключить процесс построения пирамиды для возврата НДС… Новая система устроена так, что компания, которая не имеет на лицевом счёте НДС, не может выписать счёт-фактуру — в результате полностью решается проблема пирамиды и неуплаты НДС».
По поводу повышения корпоративного налога для банков Хусаинов написал, что причина сверхдоходов БВУ — в регуляторных искажениях: запрет на проценты по текущим счетам и ограничения по валютным вкладам.
«Государство борется с искажениями, создавая новые искажения», — отметил он.
Одним из спорных решений он считает введение НДС на первичное жильё: «Это несомненно приведёт к давлению на первичный рынок… будут повышаться риски теневого рынка, когда квартиры будут продаваться по двойным ценам».
Поддержку у него вызвало только одно нововведение без оговорок — прогрессивная шкала ИПН. Однако он подчеркнул, что для эффективности такой модели необходимы налоговые вычеты — на ипотеку, лечение, образование.
В завершение он написал:
«В целом нужно понимать, что новый Налоговый кодекс — это большой шаг вперёд, скорее вынужденный, и ещё предстоит огромная работа по его доработке с целью устранения неточностей, уточнения бизнес-процессов и выявления ошибок».