Депутат Мажилиса от партии «AMANAT» Адиль Жубанов направил премьер-министру Олжасу Бектенову депутатский запрос, в котором поставил вопрос о необходимости полной институциональной перезагрузки фонда «Самрук-Казына» и ряда других квазигосударственных инвестиционных структур.
«Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в 2008 году как стратегический институт антикризисной политики и драйвер долгосрочного экономического роста — по аналогии с успешными зарубежными суверенными фондами, такими как Temasek Holdings в Сингапуре. Однако на практике его деятельность вызывает всё большее общественное недоверие — как с точки зрения эффективности, так и прозрачности», — отметил депутат.
По словам Жубанова, подразделения фонда активно вмешиваются в рыночные процессы и используют своё преимущественное положение. В качестве примера он привёл данные Единой электронной базы госзакупок: в 2024 году более 60% всех закупок группы компаний «Самрук-Казына» были проведены из одного источника. В дочерних структурах, таких как АО «Байтерек», эта доля составила около 50%.
«Такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики, создают коррупционные риски и способствуют монополизации», — сказал мажилисмен.
Депутат подчеркнул, что попытка скопировать сингапурскую модель Temasek оказалась неудачной:
«В отличие от Сингапура, где действуют жёсткие механизмы институционального контроля и фиксируется низкий уровень коррупции (3-е место в индексе Transparency International за 2024 год), Казахстан занимает лишь 90-е место из 180».
Кроме того, Жубанов обратил внимание на отсутствие своевременного внешнего аудита и высокую концентрацию активов в одних руках, что, по его словам, приводит к «системной неэффективности и стагнации». Он отметил, что рентабельность ключевых активов фонда — «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», KEGOC — снижается, растёт долговая нагрузка, при этом «отсутствуют прозрачные стратегии трансформации».
«Без устранения системных дисбалансов в управлении и закупках фонд продолжит оставаться тормозом, а не драйвером развития экономики», — уверен депутат.
В запросе Жубанов озвучил конкретные предложения:
- Провести всесторонний внешний аудит деятельности фонда и его дочерних структур с участием независимых экспертов, охватив инвестиционную политику, корпоративное управление, госзакупки и использование ресурсов. По итогам — представить отчет с рекомендациями.
- Передать профильные активы фонда в конкурентную среду в сферах логистики, строительства, телекоммуникаций, недропользования, обрабатывающей промышленности и других. Государство, по его мнению, должно сохранить контроль только над стратегически важной инфраструктурой — транспортом, энергетикой, обороной, ядерной и водной безопасностью.
- Разработать механизм трансформации фонда, включающий:
- вывод непрофильных активов на рыночные условия;
- отказ от закупок из одного источника;
- внедрение прозрачной электронной тендерной системы с общественным контролем;
- обновление советов директоров с привлечением независимых профессионалов международного уровня.
Депутат также предложил рассмотреть целесообразность сохранения фонда в его текущем формате.
«В случае невозможности и затягивания реформ — инициировать трансформацию фонда как централизованного холдинга с передачей активов под управление профильных министерств», — добавил спикер.
По мнению Жубанова, искусственная поддержка экономики через квазигосударственные механизмы снижает инвестиционную привлекательность страны и усиливает социальное недоверие.
«Устойчивый рост возможен только через сокращение доли государства в экономике и переход к модели, где фонд служит интересам частного сектора, а не дублирует его функции», — резюмировал он.