Экс-вице-министр внутренних дел, а ныне депутат Сената Марат Кожаев призвал кабмин пересмотреть процедуру получения водительских прав в Казахстане, передает корреспондент Bizmedia.kz.
Марат Кожаев в кулуарах Сената назвал журналистам случаи из своей практики.
«Я сам в свое время расследовал дорожно-транспортные происшествия. В начале моей карьеры были такие случаи. И я вам скажу, что допуск к управлению автомобилем не должен быть таким легким, как у нас. У нас получить водительские права слишком просто. Во многих странах процесс получения водительского удостоверения гораздо сложнее. В результате люди осваивают специальные навыки, осознают ответственность, связанную с управлением источником повышенной опасности. Кроме того, они ценят свои водительские удостоверения и не относятся к ним формально», — сказал сенатор.
Ранее на пленарном заседании он сделал запрос на имя премьер-министра Олжаса Бектенова с рядом предложений в этой сфере.
В частности, он предложил ввести государственный контроль за учебными организациями по подготовке водителей, а также обновить учебные программы автошкол, сделав акцент на безопасность и культуру поведения на дороге.
Указал он и на необходимость пересмотреть порядок сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения, включая введение испытательного срока для новых водителей.
Предложил он также создать цифровой реестр водителей такси с возможностью исключения нарушителей за систематические нарушения ПДД.
Мотивировал он это высокой статистикой ДТП на дорогах страны.
«За 12 месяцев 2024 года в стране зарегистрировано 31 597 ДТП. Рост составляет почти 99%. Количество травмированных возросло на 109%. Также отмечается рост погибших на 1,4%. Особую тревогу вызывает тот факт, что возросло число пострадавших детей, раненых на 133,7% и погибших на 3,5%», — указал сенатор.
При этом он заявил, что в Казахстане отмечается низкий уровень подготовки водителей: 96% всех ДТП, заявил Кожаев, произошли в результате нарушения правил дорожного движения.
«Значительная часть водителей, допускающих нарушения, не обладают достаточными знаниями и навыками управления транспортными средствами, что обусловлено пробелами в системе подготовки и контроля за автошколами. На сегодняшний день в стране функционируют 374 автошколы, однако их деятельность фактически остается вне поля надлежащего государственного контроля. В результате, в ряде случаев, учебный процесс носит формальный характер, а выпускники автошкол не получают необходимой подготовки», — резюмировал он.