Последнее казахстанское предупреждение

Правительство Казахстана планирует развивать аэрохабы на базе аэропортов шести городов и привлечь $2,1 млрд частных инвестиций. Bizmedia.kz и эксперты разбираются в шансах этих планов на успех.

Аэрохабы

Выступая в январе на расширенном заседании правительства, президент Казахстана заявил: «Еще одна срочная задача, это – создание на территории нашей страны международного аэрохаба».

Правительство Казахстана не медля, взялось за нее. На заседании в прошедшую среду оно заявило, что планирует растить аэрохабы на базе аэропортов Алматы, Астаны, Шымкента, Актау Караганды и Актобе. Планируется привлечь $2,1 млрд частных инвестиций, открыть СЭЗ на территории аэропортов. В Astana Hub разрабатываются стартапы в авиации.

Напомним, что аэропорты получают доход от арендной платы, сборов и платежей, взимаемых с авиакомпаний, разных концессионеров, таких, как компании по прокату автомобилей, услуги провоза багажа, обеспечение топливом и парковка, услуги такси и фургонов, рестораны, магазины.

В Казахстане действуют 47 эксплуатантов 377 воздушных судов, 26 аэропортов и вертодромов с сертификатами, три поставщика аэронавигационных услуг, 21 учебная организация, 9 авиа медцентров и 28 организаций по техслужбе, доложил гендиректор авиа администрации Казахстана Каталин Раду.

Внутренние авиаперевозки в Казахстане выполняются шестью авиакомпаниями: Эйр Астана, FlyArystan, SCAT, Qazaq Air, Южное небо, Жетысу, по 56 маршрутам. Регулярность полетов — 75%, в рамках мировых норм. Казахстанские авиакомпании покупают или берут в лизинг 10-15 новых самолетов в год. Сейчас в гражданской авиации — 104 борта, до конца года ожидается прибытие еще 14, а за январь-февраль авиапарк Казахстана пополнился двумя новыми Airbus А320 NEO.

Казахстан внедряет системы е-документооборота в грузоперевозках «E-freight», биометрию пассажиров, е-удостоверения личности «E-doc-airport» для регистрации и контроля, оптимизацию маршрутов, страхование при задержках рейсов для получения выплат.

Привлечены Т350 млрд частных инвестиций и модернизированы три новых пассажирских терминала – в Алматы, Шымкенте и Кызылорде, их пропускная способность выросла в 6,5 раз, до 23 млн пассажиров в год.

В 2024 году казахстанские авиакомпании перевезли 14,7 млн пассажиров — на 11% больше 2023 года, в аэропортах оказали услуги 29,7 млн человек, на 14% больше.

А не купить ли нам какую-нибудь европейскую авиакомпанию?

Люди по-разному оценивают планы властей о создании аэрохаба, да не одного, а сразу шести. Кто-то считает, что нам бы и не аэрохабов, а базовых аэропортов, причем не шести, а трех не первое время хватило бы, кто-то считает «летать, так летать» на своих аж 104 бортах.

Где-то с месяц назад советник в Fincraft Investment House Миржан Каракулов опубликовал в Meta шутку (в которой есть намек, да не один). Цитирую полностью.

«Короче, следим за руками. Европейские авиаперевозчики не выдерживают конкуренции с китайскими и турецкими. Это отражается в цене акций. Lufthansa стоит $7 млрд, Air France/KLM $2 млрд. Авиакомпании с огромным флотом и маршрутной сетью.

Казахстан хочет развить хаб в Актау. У нас еще остались деньги в Нацфонде. Из Европы прямые рейсы в Азию делаются на больших малоэффективных лайнерах. Из Актау можно гонять A320 и B737 (~6,000 km).

Так вот, может, купим какую-нибудь европейскую авиакомпанию? — Актау будет хабом. Назначаем туда Питера Фостера & Team. Летаем восток-запад, север-юг. Всех нефтяников переобучаем на авиасервис и логистику. Развиваем Актау-Вегас».

Но месяц спустя, в Meta же, владелец 35% аэропорта Караганды (в компании с основателем Freedom Holding Corp. Тимуром Турловым — 60%), Ерлан Оспанов пишет, что в Казахстане можно/нужно делать аэрохаб из-за географических предпосылок.

В Америке есть Панама, с населением 4,5 млн, с одноименной столицей, с населением 880 тыс., есть аэропорт Токумен (PTY), который в год пропускает 16 млн человек. Новый огромный терминал. В аэропорту базируется авиакомпания Copa Airlines, с флотом на 2024 год из 112 Боингов 737-800/MAX. Эти ребята соединяют Северную Америку, в которой проживают 580 млн человек, с Южной с населением 440 млн. Майами — мощный хаб с потоком 44 млн пассажиров, но крохотная Панама смогла «откусить» кусок от этого пирога, иллюстрирует Оспанов.

Население Евразии — 5,3 млрд. На юго-востоке — мощный промышленный регион, с Китаем, на западе — развитый потребительский рынок, Европа. Ближний Восток набирает обороты, как рынок потребления. Казахстан — на середине пути с Востока на Запад. Ровно 6+6 часов полета. Шаг влево, шаг вправо — дополнительные расходы. Наша ниша — внутриконтинентальный хаб, рекомендует он.

Беда — в том, что нет перевозчика пока, кто, подобно Copa Airlines из Панамы, начнет закупать/брать в лизинг самолеты для провоза пассажиров транзитом. И нет аэропорта, который бы дал такой удобный транзит. Для аэрохабов нужно сотрудничество авиакомпаний и аэропортов и доступное топливо. Нужно дерегулировать доходы аэропортов, ибо без нормальных доходов и прибыли не будет новых терминалов, аэродромов, качественного персонала и обслуживания.

Добавим, что, видимо, без дерегулирования и дешевого топлива, используя, по данным СМИ, эффективные управленческие решения и оптимизацию бизнес-процессов, аэропорт Астаны увеличил прибыль за 11 мес. 2024 года, на 230%. Но это так, нюанс.

НДС 16% аэропорты вполне выдержат. И на цене билета это не скажется. Маржа у авиакомпаний — приличная, утверждает Оспанов.

Авиакомпании не регулируют. Поэтому цены на авиабилеты и текущие объемы перевозок находятся в равновесии. Предпосылок для роста цен и объемов нет. Новый игрок, VietJet, добавит предложение и начнет отъедать долю рынка у Air Astana и Scat. Конкуренция усилится, но объемы перевозок, в общем, сильно не увеличатся, прогнозирует Оспанов.

Местное топливо — дешевое, импортное – дорогое, потому что источник импорта — один и доступ на наш рынок ограничен. Нужно диверсифицировать список импортеров, то есть, убирать фискальные и таможенные барьеры на границе и на бирже, чтобы импорт стал дешевле, и насытить рынок топливом, пока наши НПЗ будут наращивать производство, предлагает он.

Комментаторы под постом предлагают: как стимул для обновления инфраструктуры — освободить на время до 5 лет от пошлин всю ввозимую авиатехнику, поскольку в Казахстане нет производителей и техника используется исключительно на территории аэропортов и решить кадровый вопрос по персоналу аэропортов.

Кто-то считает, что маржа пассажирских компаний — в пределах 5%, а грузовых — гораздо больше. Поэтому массовый туризм схлопнется в ближайшие 5 лет, а останется только элитный. Часть нынешних пассажирских судов превратят в «грузовики».

Кто-то возражает, что маржинальность авиакомпаний ниже, чем у аэропортов. То, что они забирают 90% выручки с билета, не значит, что там маржа такая же высокая. И вообще, по отчетам IATA, похоже, аэропортам всего мира покоя не даёт объём выручки авиаперевозчиков.

У Air Astana, вроде, достаточно высокая маржа, в среднем по индустрии. Но, если учесть, что рисков и возможностей у авиакомпаний больше, чем у аэропортов, то всё кажется справедливым.

Оказывается, EBITDA margin Air Astana — 24%, а Lufthansa – 4,2%, но Ryanair — 27%. Высокую маржу можно иметь за счет оптимизации затрат или за счет высокой цены билетов.

Аэропорты или авиакомпании

Аэропорт Алматы — самый загруженный в Центральной Азии, его пассажиропоток превысил 11 млн, заявил президент аэропорта Гокёр Косёр на заседании правительства. Аэропорт, обрабатывая 70% всех авиа грузоперевозок, занимает первое место в Казахстане.

«Показатель удовлетворенности пассажиров вырос с 3,07 в прошлом году до 4,4 по пятибалльной шкале. Недавно аэропорт получил четыре звезды от Skytrax», — добавил Косёр.

До более 5,5 млн в год планирует увеличить пассажиропоток в 2025 году Scat, а с 2030 года — переходить на эксплуатацию широкофюзеляжных Boeing 777 и Boeing 787. «Эта дата связана с тем, что очередь на поставку широкофюзеляжных судов корпорации Boeing загружена до 2030 года», — сказал президент АО «Авиакомпания Scat» Владимир Денисов.

По его словам, новый пассажирский терминал в Шымкенте, площадью — 40 тыс. м² и прилегающей площадью 7 га, введён в эксплуатацию в декабре 2024 года. Это помогло обеспечить 10 дополнительных мест стоянок для судов в аэропорту. Построены и введены в эксплуатацию рулёжная дорожка, реконструирована привокзальная парковка на 80 мест. Пропускная способность терминала выросла до 16 воздушных судов в час.

«Следующий этап – создание аэрохаба в Шымкенте. Также будем обслуживать и ремонтировать типы двигателей, что будет впервые на территории нашей республики. Далее будет построена новая взлётно-посадочная полоса (ВПП), в продолжении ныне существующий. Затем строительство грузового терминала с приангарной площадью», — добавил Денисов.

Компания рассчитывает обеспечить аэропорт новым отелем на 450 мест и авиагородком с учебным центром и тренажёрными комплексами для обучения лётного и технического персонала.

«Современный терминал получился. Это — серьезное событие не только для Шымкента, а для страны. Ваш подход, что вы реинвестируете прибыль в развитие компании, в развитие инфраструктуры страновой, в том числе по расширению авиапарка, это — очень хороший подход, который правительство будет поддерживать», — отметил премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов.

Внутренние авиаперевозки в Казахстане выполняются 6 авиакомпаниями: Эйр Астана, FlyArystan, SCAT, Qazaq Air, Южное небо, Жетысу по 56 маршрутам. Число маршрутов за 2024 год выросло на 10%.

Напомним, авиакомпании получают деньги за обслуживание регулярных, чартерных и персональных рейсов, провозку грузов. Есть у них и неавиационные доходы: от продажи самолетов, их сдачи в аренду, рост акций.

Приоритет №1

Базовые какие-то возможности для создания аэрохаба у Казахстана есть. Показатель безопасности полетов в Казахстане, по оценке Международной организации гражданской авиации (ICAO) составляет 82%, выше среднемирового – 70,8%, доложил на заседании правительства вице-министр транспорта Талгат Ластаев.

В 2024 году Еврокомиссия сняла ограничения для казахстанских авиакомпаний на полеты по Черному списку в Евросоюз. Однако, расследование авиационных происшествий, которое входит в число критически важных для оценки безопасности полетов ICAO, в Казахстане составляет лишь 51%.

Эксперты считают вопрос «сложным» и не берутся его комментировать. Правительство же до конца 2025 года планирует создать спеццентр по расследованию транспортных происшествий.

По следам крушения самолёта в Актау, проверено техсостояние аэродромов шесть аэропортов: Астана, Павлодар, Алматы, Актау, Шымкент и Усть-Каменогорск, проведены перронные проверки 71 гражданского судна и анализ подготовки 686 пилотов шести регулярных авиаперевозчиков. В августе 2024 года инспекцией США проведена предварительная техоценка безопасности полётов и деятельности авиа властей, согласно подготовки к аудиту IQSA. Серьезных замечаний к надзору за безопасностью полётов не было, заявил Раду.

В планах авиа администрации на 2025 год — 100%-й охват контролем безопасности полётов, особенно устранение птиц на посадочных полосах аэродромов, прохождение аудита ICAO, в соответствии с ее стандартами по авиабезопасности на уровне выше 90%, цифровизация и внедрение ИИ в основные процессы.

Для полетов в Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли 3 самолета ATR-72 и Q-400 Bombardier, вместимостью до 74 кресел, будут приобретены через механизмы ФРП. Параметры ВПП в трех новых аэропортах малой региональной авиации в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли — 2 200 х 35 м. Стоимость проектов — 117,7 млрд тенге.

В 2025 году запланированы 16 новых международных направлений. Академия гражданской авиации до конца года планирует получить сертификат Европейского агентства по безопасности полетов для подготовки пилотов и инженеров. Ежегодно отрасли нужны 500-600 новых специалистов, сейчас в гражданской авиации занято 23 тыс. человек, отметил вице-министр транспорта Ластаев.

Продолжая тему:
#Аэрохабы #Казахстан
Отдых с комфортом: как не нарваться на мошенников
31 марта 2025 в 22:06
Как будем отдыхать в этом году на майские праздники
28 марта 2025 в 17:24
Девушек за фото с флагом и арабской надписью осудили в Атырау
31 марта 2025 в 21:52
Тревожный сигнал организма: 8 причин появления горечи во рту у женщин
28 марта 2025 в 20:44
Число категорий участников молодежной практики планирует увеличить Министерство труда
31 марта 2025 в 21:28
Курс на рост: Kaspi и Halyk хотят заработать на 20% больше в 2025 году
27 марта 2025 в 21:21
42 новых водохранилища планируется построить в Казахстане
31 марта 2025 в 21:07
Выводите микробы, а не разводите: три фатальные ошибки при мытье посуды
31 марта 2025 в 15:30
Директор «Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний» осужден за взятку
31 марта 2025 в 20:28
Ресторанный шашлык у вас дома: секрет – в одной популярной газировке
28 марта 2025 в 17:06
На Правительственном часе был заслушан доклад Первого заместителя Председателя АРРФР
31 марта 2025 в 20:00
Авиакомпания Air Astana с 30 марта переходит на весенне-летнее расписание
28 марта 2025 в 17:03
Михаил Ломтадзе презентовал главам государств Казахстана и Узбекистана сервисы Kaspi.kz
31 марта 2025 в 19:08
Надежная защита без химии: чем побелить деревья, чтобы не навредить плодам
29 марта 2025 в 22:03
Вынесен приговор главному бухгалтеру за хищение в особо крупном размере
31 марта 2025 в 19:01
Вы тоже не знали? Почему опытные кошатники кладут миску с рисом в доме
27 марта 2025 в 16:01
В Правительстве прошло совещание по развитию геологоразведки и недропользования
31 марта 2025 в 18:39
Токаев поручил усилить благоустройство и улучшение городской среды Алматы
31 марта 2025 в 09:22
Назначена дата начала суда по делу об убийстве Шерзата Болата
31 марта 2025 в 18:00
В Казахстане на ликвидации находятся девять банков
31 марта 2025 в 15:25
На риски сжатия экономики Казахстана указал глава МНЭ
31 марта 2025 в 17:59
Почему после 60 мужчины ищут совместную жизнь, а женщины предпочитают одиночество?
12 марта 2025 в 17:13
Организовать «исламские окна» в банках Казахстана предлагает эксперт
31 марта 2025 в 17:55
В Астане появятся три ночных автобуса
7 июня 2024 в 22:02