Финансовый аналитик Андрей Чеботарёв поделился своим мнение о штрафах в Казахстане, сделал он это на YouTube-канале DOPE SOZ, передает Bizmedia.kz.
![Фото: Polisia.kz](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/11/policziya-almaty-zaderzhala-voditelya-s-81-neoplachennym-shtrafom-bizmedia.kz_-1024x576.jpg)
«Штрафстан, и об этом все больше и больше говорят. Я понимаю, когда это говорят люди в Казахстане, которые непосредственно под гнётом этих штрафов живут. Но это стало каким-то брендом, и нас сравнивают с россиянами, белорусами, кыргызы или узбеки», — задали вопрос Андрею Чеботарёву.
Он ответил, что даже депутаты недавно об этом говорили, но он не понмит, кто именно.
«Здесь палка о двух концах. Я не согласен с этим высказыванием, потому что очень легко сделать так, чтобы все, кто выписывает штрафы, обанкротились — просто не нарушать. Да, но у нас есть нехватка бюджета, и я подозреваю, что могла быть команда на повышение штрафов, чтобы наполнить бюджет.
Потому что по прошлому году получилась сумма достаточно внушительная — около 300 миллиардов, и рост в два раза по сравнению с прошлым годом, кажется, было 157 миллиардов в позапрошлом году, а в прошлом — 300 миллиардов.
Дыры в бюджете — это мало, потому что там дыра больше, но 300 миллиардов — это много. Это порядочно. Что касается штрафстана и штрафов за автомобили, за нарушение правил дорожного движения, то здесь я скорее склонен считать, что это последствия цифровизации.
У нас есть Сергек, который достаточно уникален. Потому что он запатентовал способ, ну, то есть наше законодательство позволило, и он запатентовал способ, который позволяет установить очень много дешевых камер.
На каждом перекрёстке нет камер в России. Такого количества камер нет нигде больше. Да, их много. И это позволяет выписывать штрафы. Но, учитывая аварийность, и я сам езжу, и вижу, я считаю, что это скорее плюс.
Потому что ездить стали лучше, выезд на встречку — это нонсенс уже, хотя раньше это было нормой. Стали биться меньше, умирать меньше. Это важно. Лично у меня, ну, то есть у меня бывает два-три штрафа в год, каждый грешен — где-то не заметил, что-то ещё, скидка, да, и так далее.
Но я не вижу в этом больших проблем. У меня спортивный автомобиль, я на треке езжу, мне это доставляет кайф, это моё хобби. А в городе не испытываю проблем с тем, что где-то я хочу погонять и так далее, то есть два-три штрафа в год — я не вижу особых проблем. То есть если ты ездишь и не нарушаешь, у тебя нет штрафов.
Другая часть концепции штрафа касалась не количества штрафов или даже несуразности некоторых штрафов, а отношения суммы штрафа к реальной зарплате или средней зарплате.
Смотря по каким историям, по историям с ПДД я согласен, что они даже должны быть выше. Потому что тот же пример в России — недавно я смотрел, один автоблогер рассказывал интересную штуку: что тебе дешевле ездить без страховки, чем оформить её, потому что штраф за отсутствие страховки был меньше.
Они недавно повышали штраф за отсутствие страховки, который был меньше, чем сумма страховки, потому что штрафы в России не были привязаны к каким-то показателям, как у нас, они у нас растут автоматически каждый год.
А у них они были приняты 15 лет назад, это была одна сумма, и мы прекрасно понимаем, что сейчас, спустя 15 лет, это уже другая сумма.
Да, поэтому я считаю, что это не самые большие штрафы у нас. И для ПДД, пока мы не научимся водить более-менее нормально, это норма. Потому что научить кнутом всё-таки очень эффективно.
Моё мнение: то есть я видел, как водили 10 лет назад и как водят сейчас — честно, небо и земля. Гораздо лучше стали водить. Безопасность всё-таки важна.
И трассы, и мы видим аварии с «Альфредами», которые бьются, и так далее. Праворульные машины сами по себе опасные, потому что, как бы кто ни кричал, даже в комментариях, но если ты на трассе…», — заключил аналитик.