Индекс потребительской уверенности в Казахстане в октябре показал рост второй месяц подряд и достиг 104,5 пункта, что стало максимальным показателем в 2024 году. Улучшение настроений респондентов случилось по четырем из пяти субиндексов. Наибольшее увеличение произошло по прогнозам изменений личного материального положения в горизонте одного года. В сравнении с прошлогодним октябрем CCI вырос на 1,2 пункта во многом благодаря значительному улучшению оценок изменений экономической ситуации.
Субиндекс прогноза изменений личного материального положения в горизонте следующих 12 месяцев вырос на 3,4 пункта, достигнув 132,5 пункта, что является лучшим результатом 2024 года. Доля тех, кто считает, что их личное материальное положение улучшится, выросла с 48,1% в сентябре до 50% – в октябре.
В региональном плане наибольшее увеличение позитива по прогнозам изменений личного материального положения наблюдается в Акмолинской и Западно-Казахстанской областях, где доля положительных ответов выросла на 13,7 и 13,5 п. п. соответственно. Тем не менее лидером продолжает оставаться Кызылординская область, где доля прогнозирующих улучшение личного материального положения в ближайшие 12 месяцев составила 61,6%. Хуже всех ответили в Улытауской области, где этот показатель, наоборот, упал с 46 до 23,3%.
В сравнении с сентябрем также заметное улучшение показал субиндекс оценок произошедших изменений в экономике, который вырос ровно на 3 пункта и составил 82,6 пункта. Этот результат является самым высоким с ноября 2023 года. Доля казахстанцев, считающих, что в экономике произошли благоприятные изменения, увеличилась с 17,4 до 18,7%. Зато более заметно снижение доли негативных ответов: с 42,4 до 39,6%.
В региональном разрезе самый большой прогресс показала Жамбылская область, где доля положительных ответов выросла с 15,5 до 28,1%. Этот результат также оказался самым лучшим среди всех регионов в октябре. Также большой месячный рост фиксируется в Алматинской и Западно-Казахстанской областях, где этот же показатель вырос на 7,1 п. п. С другой стороны, хуже всех ответили респонденты из Улытауской области, где доля позитивных ответов за месяц упала с 13,8 до 9,3%.
Инфляционные оценки жителей Казахстана в октябре снова снизились после заметного роста в сентябре. За прошедший месяц 37,5% опрошенных (в сентябре – 39,7%) указали на сильный рост цен. А в горизонте года произошло еще более значительное падение доли заметивших быстрое увеличение цен: с 50,8% в сентябре до 47,5% – на момент последнего сбора данных. Отметим, что оба показателя оказались рекордным минимумом за все время исследования.
А вот инфляционные ожидания казахстанцев, напротив, показали рост в сравнении с сентябрем, обновив самые высокие значения в этом году. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте одного месяца, увеличилась с 19,9 до 21,9%, в горизонте же следующих 12 месяцев доля ждущих ускорения роста цен выросла с 24,9% в сентябре до 25,4% – на момент последнего анкетирования.
Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным оценкам и ожиданиям также показало уменьшение инфляционного пессимизма, обновив многомесячные минимумы. Согласно представленным данным, доля ожидающих сильного роста цен в течение года упала с 24,3 до 19,9%. Тогда как в горизонте одного месяца аналогичный показатель упал с 19,5 до 18,1%. Инфляционные оценки также показали существенное снижение. Если по оценке роста цен за последний месяц произошло уменьшение доли респондентов с 29 до 27,9%, то доля указывающих на быстрый рост цен за предыдущие 12 месяцев снизилась с 42,7 до 39,4%, что является самым низким значением с января 2019 года.
Среди отдельных товаров и услуг большинство респондентов все еще волнует существенный рост цен на продукты питания. Список топ-4 наиболее заметно подорожавших для населения товаров остается неизменным весь последний год. В него входят категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Несмотря на снижение инфляционных оценок, в среднем доля людей, заметивших сильный рост цен всех вышеперечисленных продуктов, выросла на 2,2 п. п. в сравнении с сентябрем. По мясу и птице показатель доли увеличился с 36,1 до 40,2%, что стало третьим результатом в этом году. Также заметно (+3,5 п. п.) подросла доля людей, выбравших фрукты и овощи, что связано с завершением сезонного удешевления. Согласно официальной статистике, цены на мясо и птицу выросли в октябре лишь на 0,2% м/м. Фрукты и овощи подешевели в цене на 0,3% в сравнении с сентябрем, хотя отдельные наименования (огурцы, помидоры, цитрусовые) выросли на 7–10% м/м.
Девальвационные ожидания казахстанцев в октябре заметно выросли и достигли новых рекордных значений за все время исследования на фоне увеличения курса доллара до 496 тенге в моменте. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, выросла с 57,5 до 59,3%. А в горизонте одного месяца произошел рост с 35,2 до 40,5%. Отметим, что в сравнении с октябрем 2023 года доля пессимистов выросла на 5,4 п. п. по первому вопросу и на 6,1 п. п. – по второму.
Динамика инфляционных оценок и ожиданий в октябре оказалась позитивной по всему региону после негативных августа и сентября. Почти во всех странах зафиксировано снижение пессимизма по всем вопросам касательно инфляции, а по некоторым даже были обновлены рекордные минимумы. Только в Казахстане динамика инфляционных настроений оказалась разнонаправленной. Инфляционные ожидания там продолжили расти, тогда как оценки инфляции заметно снизились и тоже обновили рекордные минимумы. В Кыргызстане точно так же значительно снизились инфляционные оценки после сентябрьского резкого роста. Поэтому здесь можно говорить лишь о нормализации показателей, но не о рекордных минимумах. В Таджикистане тоже наблюдается подобная динамика с инфляционными оценками. Но обозначенные изменения все еще находятся значительно выше летних значений, так как рост в этой стране в августе – сентябре оказался наиболее высоким. В Узбекистане же инфляционные оценки и ожидания тоже упали, но не так значительно. Там точно так же оценки все еще гораздо хуже, чем были в июле. Тем не менее по инфляционным ожиданиям был достигнут новый минимум.
Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии в целом показали рост. Почти во всех странах наблюдается ослабление национальной валюты, кроме Таджикистана. Отметим продолжение роста девальвационных ожиданий в Казахстане после сентябрьской паузы. При этом показатели достигли новых абсолютных рекордов за все время исследования. В Узбекистане девальвационные ожидания также выросли, но куда меньшими темпами. Это произошло на фоне постепенного ослабления сума третий месяц подряд. В Кыргызстане впервые с марта случилось заметное увеличение девальвационных ожиданий после небольшого ослабления сома. Хотя доля ждущих продолжения этого оказалась в рамках средних значений предыдущего полугода. И только в Таджикистане динамика была по большей части нейтральной, хоть и чуть больше людей теперь ожидают ослабления сомони через месяц. С другой стороны, уменьшилась доля пессимистов по курсу в горизонте одного года.
Шестнадцатая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии показала неоднозначные результаты в разрезе стран и основных вопросов. В двух государствах фиксируется заметный рост потребительской уверенности, тогда как в двух остальных странах происходит обратное. Особо стоит отметить сокращение огромного разрыва между Кыргызстаном и Узбекистаном, которые год назад были на разных позициях. Отсюда возникает вопрос, ответ на который узнаем в ближайшие месяцы: станет ли очередное снижение индекса в Кыргызстане стартом отрицательного тренда? Такой же, но противоположный вопрос возникает и по Узбекистану, где рост ускорился, а CCI приблизился к максимумам 2024 года. Казахстан тоже не отстает от южного соседа и показывает лучший результат в этом году. В Таджикистане произошло резкое и интересное изменение мнений жителей по отдельным вопросам, и тут также будет интересно посмотреть, как это повлияет на результаты следующих месяцев. Другим важным событием этой волны исследования стало почти повсеместное улучшение инфляционных оценок и ожиданий населения после двух месяцев негатива подряд. При этом в паре стран о полном восстановлении говорить еще далеко. В то же время девальвационные ожидания показали повсеместный рост. В итоге октябрь однозначно можно назвать важным для Центральной Азии с точки зрения структурных изменений настроений населения.
Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global:
«Октябрь 2024 года оказался неоднозначным для стран Центральной Азии. В Казахстане зафиксирован рост индекса потребительской уверенности второй месяц подряд. Однако в этот раз рост индекса был куда более заметным, и он достиг самого высокого значения в 2024 году. Отметим улучшение прогнозов и оценок жителей по изменениям в личном материальном положении. К тому же неплохо восстановились оценки благоприятности условий для крупных покупок. Также позитивная динамика индекса была зафиксирована в Узбекистане. Причем росту не помешала сентябрьская пауза, да и его темпы значительно улучшились. Индекс достиг лучших значений с марта этого года, после которого и произошли резкие перемены в настроениях узбекистанцев. Значительное улучшение заметно в оценках изменений в экономической ситуации. Также больше жителей считают, что их материальное положение улучшилось за последний год. Тем самым в сравнении с прошлогодним октябрем индекс уменьшился лишь на 1,9 пункта, сократив предыдущий разрыв.
С другой стороны, в Кыргызстане в октябре произошло падение CCI второй месяц подряд. Напомним, что ранее потребительская уверенность в этой стране росла в течение шести месяцев. К тому же в этот раз падение было более заметным, чем в сентябре, и отрыв от Узбекистана значительно сократился. Все это произошло из-за уменьшения позитивного мнения касательно изменений экономической ситуации, которое до этого было основным драйвером роста. Да и в целом по всем остальным вопросам также фиксируется увеличение пессимизма. Тем не менее в сравнении с октябрем 2023 года индекс все еще показывает существенный рост на 8 пунктов. У регионального лидера по CCI – Таджикистана – третий месяц подряд происходит небольшое снижение. Хоть и темп падения вновь оказался незначительным, все же стоит отметить кардинальные изменения в ответах на отдельные вопросы. Резко и до пятимесячного минимума упали оценки жителей по благоприятности текущих условий для крупных покупок. Тем не менее по остальным четырем вопросам жители страны показали увеличение оптимизма, тем самым скомпенсировав отмеченное падение. В сравнении с прошлым годом CCI в Таджикистане показывает небольшое снижение на 2,2 пункта».
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.