Одно рабместо в автопроме создает семь и весь Казахстан работает на «золотой десяток»

Казахстанский автопром, это — миллионы ни в чём не повинных налогоплательщиков и «золотой десяток» выгодоприобретателей. Валовые резервы страны составляли на 1 октября всего лишь $44,5 млрд, а активы Нацфонда — $62,7 млрд, причём ими, похоже, крайне невыгодно для нас, распоряжаются. На заседании правительства по вопросам развития машиностроения Казахстана в минувший вторник министр и главы ассоциаций, энергично повторяли одни и те же красивые факты и мягко излагали проблемы, и похоже, не все. Все, наверно, обсудили «вась-вась», до заседания, которое все-таки транслировалось онлайн.

Почти две трети машин в общем объеме продаж – казахстанские
Первая стадия развития автомобилестроения в Казахстане уже завершена, сказала президент Казахстанского автосоюза Анар Макашева.

Автопром сегодня, это — 8 предприятий по производству транспортных средств. За 9 мес. 2024 года в Казахстане было произведено, по ее словам, 91 тыс. машин, индекс промышленного производства составил 86,7% — так она обозначила снижение производства к аналогичному периоду 2023 года на 13,3%.

Доля автомобилестроения в общем машиностроении составила, по данным Макашевой, 39%, а доля отечественных автомобилей в объеме продаж новых машин — 63%.

По поводу этой доли читаем у советника председателя правления Halyk Finance Марата Темирханова: «Несмотря на высокие госсубсидии и преференции, получаемые местным автопромом, экспорт легковых автомобилей из Казахстана, за январь-июль 2024 года, составил всего 632 автомобиля, включая реэкспорт. За то же время автопромом было собрано 63 370 легковых автомобилей и 83 973 машин было импортировано. (…) «Автопроизводители» практически выступают в роли импортеров, которые занимаются мелко- и крупноузловой сборкой иностранных машин внутри страны в целях получения высокой прибыли благодаря финансовой госпомощи и протекционистским мерам».

В Казахстане правительство использует стандартные меры для защиты автопроизводителей от более дешевого импорта иностранных машин — высокие ставки утильсбора и первичной регистрации на импорт. Страдают те, кому не довелось попасть в «золотой десяток» выгодоприобретателей, покупатели машин — население и бизнес, ведь эти ограничения сильно повышают внутренние цены на собираемые авто в Казахстане, в то время как аналогичные модели иностранной сборки за границей стоят намного дешевле, писал он, предваряя отчет Halyk Finance «Низкий экспорт легковых автомобилей – показатель пробелов в промполитике».

Основные вопросы отрасли, это, по оценке Макашевой, – логистика и ввоз автомобилей с «криминальным прошлым», не соответствующих техрегламенту.

Да, вот так, кратенько, про проблемы. Да и стоит ли плакаться?

О новых проектах на заседании Кабмина сказали, кажется, все участники.
На стадии реализации крупномасштабные проекты, такие как:
• мультибрендовый завод в Алматы, производство 90 тыс. ед в год, 3600 рабочих мест
• завод по производству 70 тыс. автомобилей Kia в год в Костанае, 1500 рабочих мест.

Это — прямая кооперация с мировыми производителями. На предприятиях устанавливается современное оборудование, а свыше 30% обьема сразу будет производиться мелкоузловым методом.

Также предлагается использовать кластреный метод путем создания пояса МСБ вокруг действующих предприятий. То есть, если в Казахстане уже создано производство такого компонента, то все автопроизводители покупают у этого поставщика.

Такие меры позволяют развивать компонентную базу и привлекать отечественные и иностранные инвестиции в Казахстан. Каждое рабочее место в производстве создает дополнительно 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, добавила глава созданной год назад ассоциации.

Привлечено в 2 раза больше инвестиций и производство выросло на 3,3%
Планируется рост объемов производства машиностроения в 2 раза к 2028 году, отметил, выступая, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.

В Казахстане обрабатывающая промышленность догнала по объемам добывающую. Машиностроение занимает в ней почти 20%. В отрасли действуют 4 тыс. компаний, занято более 120 тыс. человек. Одно из основных преимуществ развития машиностроения — его мощный мультипликативный эффект, создание в отрасли одного рабочего места стимулирует появление порядка 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.

За 9 мес. 2024 года в отрасль привлечено порядка 124 млрд тенге инвестиций, рост в 2 раза. Объем производства вырос на 3,3% к аналогичному периоду 2023 год, до более 3 трлн тенге. В структуре машиностроения 39% занимает автомобилестроение, 13% — железнодорожное и 9% — электротехническое машиностроение, доложил министр.

В 2024 году ставим акцент на рост производства автомобилей мелкоузловой сборкой, стараясь сохранить прошлогодние объемы выпуска. По итогам 9 мес. года производство легковых автомобилей снизилось на 17%, до более 82 тыс.

Подходит, по данным министра, к завершению строительство завода по выпуску мелкоузловой сборкой 90 тыс. автомобилей Changan, Haval, Chery. Стоимость проекта Astana Motors Manufacturing Kazakhstan — 164 млрд тенге. Запуск: I кв. 2025 года. Стоимость проекта строящегося завод Kia Qazaqstan по производству 70 тыс. авто в год — 90 млрд тенге. Инвестиции — $200 млн. Запуск: III кв. 2025 года.

Без господдержки автопром Казахстана обречен на провал
Отечественный автопром, считает Темирханов, не заинтересован в экспорте иностранных машин, собранных в Казахстане, ведь на внешнем рынке они неконкурентоспособны без дополнительной госпомощи.

Для создания конкурентоспособного автомобилестроения в любой стране важен масштаб производства. Наш внутренний рынок — маленький, поэтому без массового производства автомобилей на экспорт, любой автомобиль, сделанный в Казахстане, будет стоить дороже импорта, поскольку в Китае, Корее и даже в России масштабы производства на порядок выше, поясняет Темирханов.

Если прекратить господдержку автопроизводителей, то автопром обречен на провал из-за низкого объема производства, высокой себестоимости продукции, зависимости от зарубежных технологий и слабого внутреннего спроса. Если государство будет субсидировать еще и экспорт собранных иностранных машин, то значит, по его мнению, что налогоплательщики будут вынуждены приплачивать покупателям за рубежом.

Из-за ориентации автопрома на внутренний рынок невозможна локализация производства компонентов для авто – автопром Казахстана не только мал по размерам, но еще и рассеян на 170 моделей авто от множества брендов. Производство автомобилей и запчастей может быть конкурентоспособным, только если в стране производится одна модель автомобиля в масштабах от 100 тыс. И большая часть этих машин и запчастей должна идти на экспорт, считает он.

Также, нет передачи передовых технологий и отечественный автопром не занимается научными исследованиями, а просто собирает иностранные авто, чтобы получить, по мнению аналитика, прибыль за счет налогоплательщиков и высоких цен для потребителей до момента, пока не прекратится эта госпомощь.

Зачем поддерживать неэффективный бизнес за счет денег налогоплательщиков и потребителей? – спрашивает Темирханов.

Машиностроение должно быть обеспечено кредитами по льготной ставке
Подытоживая результаты заседания, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, говорил, в частности, что за последние 5 лет машиностроение выросло в 3 раза и по итогам 2023 года объем продукции превысил 4 трлн тенге, привлечено порядка $621 млн прямых инвестиций.

Сегодня емкость рынка продукции машпрома Казахстана (сколько примерно авто могут купить потребители – Bizmedia.kz) оценивается в $31,6 млрд. И только 16% производится в стране. Потенциал роста отрасли очень большой.

Для поддержки внутренних производителей мы установили изъятия из госзакупок на ряд машиностроительных товаров, но продолжаются случаи приобретения подрядными организациями импортных товаров, — посетовал премьер.

Надо решать вопрос снижения уровня износа оборудования, который в машиностроении в среднем составляет 40%. Предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров, поручил Бектенов.

Также, автопром Казахстана получает от государства инвестсубсидии, сниженные налоги, льготные кредиты и земельные участки с инфраструктурой. Госпомощь эта финансируется за счет налогоплательщиков и составляет доход владельцев автосборочных предприятий, а не приводит к росту высокотехнологичного экспорта из Казахстана, считает Темирханов.

Казахстан отстает от Европы по производительности труда в 7 раз
В 2023 году общий объем импорта товаров в Казахстан составил $61 млрд, из них $25 млрд или 41% — продукция машиностроения, отметил председатель правления Союза машиностроителей Казахстана (СМК) Мейрам Пшембаев.

«Не до конца решены вопросы по обеспечению отрасли машиностроения доступным отечественным сырьем, квалифицированными кадрами», — добавил он.

Постановлением правительства 7 ноября 2023 года утвержден Комплексный план по развитию машиностроения на 2024-2028 годы. Поставлены целевые индикаторы по увеличению индекса физобъема в 2,2 раза (ежегодно не менее 10%), производства в денежном выражении в 4,5 раза (с 3 до 11 трлн тенге), объема экспорта – в 3 раза, производительности труда – в 2 раза, инвестиций – в 1,5 раза, напомнил Пшембаев.

Комплексным планом за эти 5 лет предусмотрено финансирование АО «Фонд развития промышленности» в объеме 600 млрд тенге на создание и модернизацию производств, АО «ДАМУ» на 50 млрд — для финансирования МСБ коммерческими банками на 370 млрд тенге.

Работа над возможностью выделения финансирования идет, однако на 24-ый год средства из республиканского бюджета не выделены, на 25-ый год не предусмотрены, сказал Пшембаев.

По его мнению, решение задачи удвоения ВВП может быть замедлено из-за медленного внедрения промышленной роботизации — в Казахстане производительность труда на одного работника составляет $22 тыс. в год, тогда как в США, Ирландии — $150 тыс.

Продолжая тему:
#Автомобили #Автопром #Казахстан
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
В Астане 6 тысяч человек вложились в ЖК, которые строятся незаконно
22 ноября 2024 в 15:01
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Из-за технических работ сократилась добыча нефти на Тенгизе
22 ноября 2024 в 14:54
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15