Одно рабместо в автопроме создает семь и весь Казахстан работает на «золотой десяток»

Казахстанский автопром, это — миллионы ни в чём не повинных налогоплательщиков и «золотой десяток» выгодоприобретателей. Валовые резервы страны составляли на 1 октября всего лишь $44,5 млрд, а активы Нацфонда — $62,7 млрд, причём ими, похоже, крайне невыгодно для нас, распоряжаются. На заседании правительства по вопросам развития машиностроения Казахстана в минувший вторник министр и главы ассоциаций, энергично повторяли одни и те же красивые факты и мягко излагали проблемы, и похоже, не все. Все, наверно, обсудили «вась-вась», до заседания, которое все-таки транслировалось онлайн.

Почти две трети машин в общем объеме продаж – казахстанские
Первая стадия развития автомобилестроения в Казахстане уже завершена, сказала президент Казахстанского автосоюза Анар Макашева.

Автопром сегодня, это — 8 предприятий по производству транспортных средств. За 9 мес. 2024 года в Казахстане было произведено, по ее словам, 91 тыс. машин, индекс промышленного производства составил 86,7% — так она обозначила снижение производства к аналогичному периоду 2023 года на 13,3%.

Доля автомобилестроения в общем машиностроении составила, по данным Макашевой, 39%, а доля отечественных автомобилей в объеме продаж новых машин — 63%.

По поводу этой доли читаем у советника председателя правления Halyk Finance Марата Темирханова: «Несмотря на высокие госсубсидии и преференции, получаемые местным автопромом, экспорт легковых автомобилей из Казахстана, за январь-июль 2024 года, составил всего 632 автомобиля, включая реэкспорт. За то же время автопромом было собрано 63 370 легковых автомобилей и 83 973 машин было импортировано. (…) «Автопроизводители» практически выступают в роли импортеров, которые занимаются мелко- и крупноузловой сборкой иностранных машин внутри страны в целях получения высокой прибыли благодаря финансовой госпомощи и протекционистским мерам».

В Казахстане правительство использует стандартные меры для защиты автопроизводителей от более дешевого импорта иностранных машин — высокие ставки утильсбора и первичной регистрации на импорт. Страдают те, кому не довелось попасть в «золотой десяток» выгодоприобретателей, покупатели машин — население и бизнес, ведь эти ограничения сильно повышают внутренние цены на собираемые авто в Казахстане, в то время как аналогичные модели иностранной сборки за границей стоят намного дешевле, писал он, предваряя отчет Halyk Finance «Низкий экспорт легковых автомобилей – показатель пробелов в промполитике».

Основные вопросы отрасли, это, по оценке Макашевой, – логистика и ввоз автомобилей с «криминальным прошлым», не соответствующих техрегламенту.

Да, вот так, кратенько, про проблемы. Да и стоит ли плакаться?

О новых проектах на заседании Кабмина сказали, кажется, все участники.
На стадии реализации крупномасштабные проекты, такие как:
• мультибрендовый завод в Алматы, производство 90 тыс. ед в год, 3600 рабочих мест
• завод по производству 70 тыс. автомобилей Kia в год в Костанае, 1500 рабочих мест.

Это — прямая кооперация с мировыми производителями. На предприятиях устанавливается современное оборудование, а свыше 30% обьема сразу будет производиться мелкоузловым методом.

Также предлагается использовать кластреный метод путем создания пояса МСБ вокруг действующих предприятий. То есть, если в Казахстане уже создано производство такого компонента, то все автопроизводители покупают у этого поставщика.

Такие меры позволяют развивать компонентную базу и привлекать отечественные и иностранные инвестиции в Казахстан. Каждое рабочее место в производстве создает дополнительно 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, добавила глава созданной год назад ассоциации.

Привлечено в 2 раза больше инвестиций и производство выросло на 3,3%
Планируется рост объемов производства машиностроения в 2 раза к 2028 году, отметил, выступая, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.

В Казахстане обрабатывающая промышленность догнала по объемам добывающую. Машиностроение занимает в ней почти 20%. В отрасли действуют 4 тыс. компаний, занято более 120 тыс. человек. Одно из основных преимуществ развития машиностроения — его мощный мультипликативный эффект, создание в отрасли одного рабочего места стимулирует появление порядка 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.

За 9 мес. 2024 года в отрасль привлечено порядка 124 млрд тенге инвестиций, рост в 2 раза. Объем производства вырос на 3,3% к аналогичному периоду 2023 год, до более 3 трлн тенге. В структуре машиностроения 39% занимает автомобилестроение, 13% — железнодорожное и 9% — электротехническое машиностроение, доложил министр.

В 2024 году ставим акцент на рост производства автомобилей мелкоузловой сборкой, стараясь сохранить прошлогодние объемы выпуска. По итогам 9 мес. года производство легковых автомобилей снизилось на 17%, до более 82 тыс.

Подходит, по данным министра, к завершению строительство завода по выпуску мелкоузловой сборкой 90 тыс. автомобилей Changan, Haval, Chery. Стоимость проекта Astana Motors Manufacturing Kazakhstan — 164 млрд тенге. Запуск: I кв. 2025 года. Стоимость проекта строящегося завод Kia Qazaqstan по производству 70 тыс. авто в год — 90 млрд тенге. Инвестиции — $200 млн. Запуск: III кв. 2025 года.

Без господдержки автопром Казахстана обречен на провал
Отечественный автопром, считает Темирханов, не заинтересован в экспорте иностранных машин, собранных в Казахстане, ведь на внешнем рынке они неконкурентоспособны без дополнительной госпомощи.

Для создания конкурентоспособного автомобилестроения в любой стране важен масштаб производства. Наш внутренний рынок — маленький, поэтому без массового производства автомобилей на экспорт, любой автомобиль, сделанный в Казахстане, будет стоить дороже импорта, поскольку в Китае, Корее и даже в России масштабы производства на порядок выше, поясняет Темирханов.

Если прекратить господдержку автопроизводителей, то автопром обречен на провал из-за низкого объема производства, высокой себестоимости продукции, зависимости от зарубежных технологий и слабого внутреннего спроса. Если государство будет субсидировать еще и экспорт собранных иностранных машин, то значит, по его мнению, что налогоплательщики будут вынуждены приплачивать покупателям за рубежом.

Из-за ориентации автопрома на внутренний рынок невозможна локализация производства компонентов для авто – автопром Казахстана не только мал по размерам, но еще и рассеян на 170 моделей авто от множества брендов. Производство автомобилей и запчастей может быть конкурентоспособным, только если в стране производится одна модель автомобиля в масштабах от 100 тыс. И большая часть этих машин и запчастей должна идти на экспорт, считает он.

Также, нет передачи передовых технологий и отечественный автопром не занимается научными исследованиями, а просто собирает иностранные авто, чтобы получить, по мнению аналитика, прибыль за счет налогоплательщиков и высоких цен для потребителей до момента, пока не прекратится эта госпомощь.

Зачем поддерживать неэффективный бизнес за счет денег налогоплательщиков и потребителей? – спрашивает Темирханов.

Машиностроение должно быть обеспечено кредитами по льготной ставке
Подытоживая результаты заседания, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, говорил, в частности, что за последние 5 лет машиностроение выросло в 3 раза и по итогам 2023 года объем продукции превысил 4 трлн тенге, привлечено порядка $621 млн прямых инвестиций.

Сегодня емкость рынка продукции машпрома Казахстана (сколько примерно авто могут купить потребители – Bizmedia.kz) оценивается в $31,6 млрд. И только 16% производится в стране. Потенциал роста отрасли очень большой.

Для поддержки внутренних производителей мы установили изъятия из госзакупок на ряд машиностроительных товаров, но продолжаются случаи приобретения подрядными организациями импортных товаров, — посетовал премьер.

Надо решать вопрос снижения уровня износа оборудования, который в машиностроении в среднем составляет 40%. Предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров, поручил Бектенов.

Также, автопром Казахстана получает от государства инвестсубсидии, сниженные налоги, льготные кредиты и земельные участки с инфраструктурой. Госпомощь эта финансируется за счет налогоплательщиков и составляет доход владельцев автосборочных предприятий, а не приводит к росту высокотехнологичного экспорта из Казахстана, считает Темирханов.

Казахстан отстает от Европы по производительности труда в 7 раз
В 2023 году общий объем импорта товаров в Казахстан составил $61 млрд, из них $25 млрд или 41% — продукция машиностроения, отметил председатель правления Союза машиностроителей Казахстана (СМК) Мейрам Пшембаев.

«Не до конца решены вопросы по обеспечению отрасли машиностроения доступным отечественным сырьем, квалифицированными кадрами», — добавил он.

Постановлением правительства 7 ноября 2023 года утвержден Комплексный план по развитию машиностроения на 2024-2028 годы. Поставлены целевые индикаторы по увеличению индекса физобъема в 2,2 раза (ежегодно не менее 10%), производства в денежном выражении в 4,5 раза (с 3 до 11 трлн тенге), объема экспорта – в 3 раза, производительности труда – в 2 раза, инвестиций – в 1,5 раза, напомнил Пшембаев.

Комплексным планом за эти 5 лет предусмотрено финансирование АО «Фонд развития промышленности» в объеме 600 млрд тенге на создание и модернизацию производств, АО «ДАМУ» на 50 млрд — для финансирования МСБ коммерческими банками на 370 млрд тенге.

Работа над возможностью выделения финансирования идет, однако на 24-ый год средства из республиканского бюджета не выделены, на 25-ый год не предусмотрены, сказал Пшембаев.

По его мнению, решение задачи удвоения ВВП может быть замедлено из-за медленного внедрения промышленной роботизации — в Казахстане производительность труда на одного работника составляет $22 тыс. в год, тогда как в США, Ирландии — $150 тыс.

Продолжая тему:
#Автомобили #Автопром #Казахстан
Токаев принял участие в заседании ВЕЭС в Ленинградской области
26 декабря 2024 в 18:28
Все крупные авиакатастрофы в Казахстане
25 декабря 2024 в 16:57
БЦК внедряет новые требования для валютных операций
26 декабря 2024 в 18:10
Авиакатастрофа в Актау: что известно о погибших казахстанцах?
26 декабря 2024 в 14:05
От мяса до шоколада: какие продукты выбирают жители разных областей Казахстана
26 декабря 2024 в 17:44
К чему чешется правая рука: толкование, приметы, причины
14 июня 2022 в 12:31
Апелляцию экс-главы LRT отклонили, приговор остался в силе
26 декабря 2024 в 17:05
Прокуратурой Актюбинской области восстановлены права трудящихся
25 декабря 2024 в 12:50
КТК продолжает отгружать нефть в обычном режиме
26 декабря 2024 в 17:03
Самолет упал в Актау: все, что известно на данный момент и обновления
25 декабря 2024 в 12:42
Погибший в авиакатастрофе 13-летний подросток летел в Грозный к маме на новогодние праздники
26 декабря 2024 в 16:33
К чему снится медведь: что произойдет, толкование, сонники
18 мая 2022 в 14:29
Появилось видео со стюардессой упавшего в Актау самолета
26 декабря 2024 в 16:19
Причиной крушения самолета в Актау могла стать российская ракета «земля-воздух»
26 декабря 2024 в 19:14
В Казахстане одобрили закон о трудовой повинности за плевки и мат на улице
26 декабря 2024 в 15:46
В Жамбылской области изменятся тарифы на воду
23 декабря 2024 в 12:05
Пресечена контрабанда нефтепродуктов на казахско-узбекской границе
26 декабря 2024 в 15:38
Авиакатастрофа в Актау: среди пострадавших нет детей из Казахстана
25 декабря 2024 в 17:20
В Казахстане «налог на Google» собрал 34,9 миллиарда тенге
26 декабря 2024 в 15:33
Доллар подорожал по отношению к тенге 26 декабря
26 декабря 2024 в 15:37
Маулен Ашимбаев призвал ждать официальные выводы по крушению самолета, а не хайповать на трагедии
26 декабря 2024 в 15:06
Возле Актау разбился пассажирский самолет: первые подробности
25 декабря 2024 в 12:11
В Минздраве назвали фейком слухи о «травле» казахстанцев пневмонией
26 декабря 2024 в 15:00
Сколько планет в солнечной системе — последние данные
13 сентября 2022 в 14:45