Депутат Мажилиса Никита Шаталов задал вопрос председателю Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадине Абылкасымовой и представителю Национального банка о запрете на оформление онлайн-кредитов. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«На сегодняшний день практически каждый второй казахстанец получал звонки от телефонных мошенников, которые представляются сотрудниками банка. Результат мы видим, в Мажилис ежедневно поступает масса жалоб от наших граждан, ставших жертвами подобных преступлений. И существует мнение, что такие мошеннические схемы стали популярны и возможны из-за доступности и простоты онлайн-кредитования.
По этому поводу группой общественников даже была запущена петиция о запрете выдачи онлайн-кредитов в Казахстане. В данный момент рабочей группой также рассматривается предложение депутатов о запрете выдачи онлайн-кредитов, и мы ожидаем заключения правительства по данной поправке. Какова позиция агентства по данной поправке? И также прошу высказать свое мнение заместителя председателя Национального банка», — спросил Шаталов.
Мадина Абылкасымова ответила, что такая поправка к ним поступила касательно запрета выдачи кредитов электронным способом. В настоящее время практически сейчас все финансовые услуги, все банковские услуги оказываются онлайн.
Через банковские приложения произошла цифровизация всех услуг. Это затрагивает интересы большого количества казахстанцев, которые каждый день пользуются данными услугами, добавила она.
«В этой связи для того, чтобы не ограничивать доступ казахстанцев к онлайн-услугам, к онлайн-кредитованию, Мы считаем, что введение такого прямого запрета на онлайн-займы является преждевременным. Мы предлагаем вместе с тем рассмотреть ряд других механизмов, которые позволят лучше бороться с онлайн-мошенничеством.
Прежде всего, выдача этот вопрос встает актуален с точки зрения большого роста интернет-мошенничества. Предлагается сейчас вместе с финансовым сообществом мы рассматриваем ряд предложений по введению периода охлаждения между подачей заявки на выдачу кредита и получением его одобрения.
При этом это предлагается Прежде всего, рассмотреть для высокорисковых операций, которые по основным типологиям мошеннических кредитов проходят и по определенным наиболее уязвимым слоям населения. Данные предложения сейчас рассматриваются и с учетом обсуждения будут конкретные выработанные меры, о которых мы вам доложим», — подчеркнула глава АРРФР.
Заместитель председателя Нацбанка Виталий Тутушкин ответил, что Национальный банк также считает, что полный запрет на предоставление электронных банковских услуг — это шаг назад, особенно в условиях цифровизации не только банковских, но и целого ряда других, в том числе государственных услуг.
«Мы также согласны, что необходимо ужесточать контроль по предоставлению банских услуг электронным способом. В частности, в конце июля этого года заработал антифродцентр. С момента его запуска был обработан более 5,5 тысяч инцидентов на сумму порядка 600 миллионов тенге. По 17 миллионам удалось вернуть деньги добровольно.
Я думаю, что дальнейшее усиление работы антифроцента также будет способствовать сокращению мошеннических схем. Плюс прорабатывается вопрос подключения к антифрод-центру и других участников, в частности Комитета национальной безопасности, сотовых операторов, которые сейчас не участвуют в его работе», — отметил он.