Министр энергетики Алмасадам Саткалиев после заседания кабинета министров на пресс-конференции рассказал подробности о предстоящем референдуме по АЭС, передает Bizmedia.kz.
Как Министерство энергетики, обсуждая данный референдум, мы не ограничиваемся вопросом строительства одной атомной электростанции в РК. Речь идет о развитии атомной энергетики и индустрии в целом. У нас уже есть уникальный опыт эксплуатации самых современных энергетических реакторов — как вы знаете, в МАЭК — а также исследовательских реакторов. Мы обладаем мощной институциональной научной базой для развития атомной индустрии и являемся мировым лидером по добыче и экспорту урана, — сказал он.
Он отметил, что если речь идет о развитии атомной энергетики, они рассматривают не одного поставщика.
Каждая страна имеет свои конкурентные преимущества: мы знаем сильные стороны наших китайских коллег, российских, американские маломодульные реакторы. Мы намеренно включили их в список потенциальных поставщиков. Мы знакомы с французскими технологиями и успехами корейских коллег при строительстве атомных объектов в ОАЭ. У нас есть уникальный опыт совместной реализации проектов. Большинство текущих проектов по строительству АЭС в мире не ограничиваются одним поставщиком. Например, ядерный остров может быть от одной страны, энергетическое оборудование — от другой, а автоматизация — от третьей, — сказал он.
По его словам, вопросы референдума будут определяться в соответствии с законом о референдуме. В нем указаны четкие критерии, описывающие, как должен быть сформулирован вопрос. Самое главное – при принятии решения необходимо учитывать общественное мнение.
Ему задали вопрос, значит, народ Казахстана не будет участвовать в решении вопроса о строительстве АЭС?
Существует ряд правил для выбора вендора, основанных на международной практике. При принятии решения обязательно будет учитываться мнение граждан РК, а также результаты общественных слушаний, которые проводятся в регионах именно с этой целью. Мы предоставляем всем возможность высказать свои мнения и предложения, что делает процесс открытым и транспарентным, сказал он.