Активисты против строительства АЭС в Казахстане

В Казахстане динамично обсуждается вопрос строительства АЭС. 1 сентября 2023 года Касым-Жомарт Токаев инициировал проведение общенационального референдума, на котором будет принято решение о реализации проекта. Публичные обсуждения уже прошли в некоторых городах страны. Сформировалась группа активистов, выступающих против инициативы, сообщает Bizmedia.kz.

Группа в Facebook «Народ против АЭС!» насчитывает порядка полутора тысячи человек. Некоторые участники ездят по городам, где проходят публичные обсуждения, и приводят свои доводы о вреде атомных электростанций.

Среди противников АЭС Кайша Якубовна Атаханова — биолог, специалист по генетическим нарушениям от радиации, член Попечительского совета «Социально-Экологического Фонда»; лауреат Международной Экологической Премии Голдмана в области охраны окружающей среды за кампанию по предотвращению коммерческого ввоза ядерных отходов в Казахстан.

Военное оружие

В своей презентации Кайша Якубовна рассказывает об экологических рисках атомных электростанций, но особую важность имеет проблема радиационной безопасности. Кайша Якубовна считает, что если ориентироваться на мировой опыт работы АЭС, то гарантировать полную безопасность невозможно. Тревогу вызывает возможность использовать технологию в качестве военного оружия.

АЭС — это «двуголовый дракон»: обе технологии могут быть использованы как в мирном ЯТЦ (ядерном топливном цикле), т.е. производстве топлива для АЭС, так и в военном цикле для производства ядерных материалов для оружия. Это сверхчувствительная тема с точки зрения нераспространения ядерного оружия, и борьбы против насильственного экстремизма и терроризма, где могут быть использованы «грязные бомбы».

Кайша Якубовна Атаханова

Экологическая катастрофа

Кайша Якубовна привела пять причин, почему АЭС — не экологически чистая и безопасная энергетика.

АЭС и ее полный ядерный топливный цикл:

  1. Каждый этап переработки урана и радиоактивных материалов создает радиационные риски и угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
  2. Вечная проблема! Период полураспада урана-235 составляет 713 миллионов лет. Период полураспада плутония составляет 24 000 лет.
  3. Тонны и тонны радиоактивных отходов.
  4. 70 лет пустых обещаний — нет решения проблемы безопасного вечного захоронения радиоактивных отходов.
  5. Реальное влияние добычи и переработки урана, эксплуатации АЭС на качество жизни местного населения до сих пор слабо изучено, ввиду закрытости территорий ядерных объектов для исследований.
Кайша Якубовна Атаханова

Особое внимание уделено тому, что территория Казахстана уже загрязнена. До сих пор ощутимы последствия испытаний атомной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне, работы БН-350, добычи и обогащения урана. Существуют как исторические, так и современные радиоактивные отходы, хвостохранилище Кошкар-Ата.

«Проблема на век»

Кайша Якубовна подчеркнула, что избавиться от результатов работы АЭС не так-то просто. Для того, чтобы полностью избавиться от последствий эксплуатации АЭС, понадобятся сотни, а то и тысячи лет.

К примеру, в конце 90-х в Актау был остановлен бридер, реактор БН-350, на МАЭКе, где до сих пор (уже 22 года!) продолжается поэтапный вывод реактора из эксплуатации и работы, связанные с отработавшим ядерным топливом и временным хранением высокорадиоактивных жидких отходов, которые сейчас находятся на комплексе «Байкал», расположенном на территории бывшего Семипалатинского полигона. Ведется строительство резервного хранилища для жидких радиоактивных отходов. Ожидается, что вывод БН-350 из эксплуатации займет не меньше 50 лет.

То есть, АЭС работает в среднем 30 лет, в случае с ВВЭР-1200 госкорпорация «Росатом» утверждает теоретически — срок эксплуатации до 60 лет, хотя на практике это подтвердить невозможно, а вывод АЭС из эксплуатации занимает более 50 лет, и плюс сотни — тысячи лет финансовых затрат на обеспечение безопасности захороненных ВСРАО.

Кайша Якубовна Атаханова

Гарантии безопасности

До сих пор не решен вопрос, возможно ли предусмотреть все риски, чтобы избежать повтор небезызвестных человечеству аварий на АЭС.

Гарантии безопасности – это обещания в теории, но в реальности никто не знает, что может случиться. Ведь на практике этого проверять не доводилось…

Такие катастрофы как землетрясения, теракты, либо другие причины и события, когда перестают работать зависимые от внешней энергии системы безопасности, аварийная ситуация может создаться на любой АЭС, включая на российских реакторах. Далее возможен любой сценарий, вплоть до расплавления активной зоны реактора, разрушение защитных систем безопасности, включая ловушки расплава на ВВЭР, масштабного выброса радиации и даже взрыва.

Если учесть, что речь шла об АЭС на Актау, Балхаше, Курчатове, то все они расположены в «сердце экономики» нашей страны, в сейсмоопасных зонах и около городов с населением от десятков до сотен тысяч человек, которых потребуется эвакуировать, и масштабы последствий радиационной катастрофы будет трудно переоценить.

Кайша Якубовна Атаханова

О радиации

Кайша Якубовна придерживается мнения, что радиационное загрязнение — самое опасное для живых существ. Существует множество исследований о том, какие последствия может нанести облучение даже малыми дозами. Опасность заключается в том, что оно может сказаться не сразу же, а через несколько десятков лет, и радиационные нарушения в дальнейшем передадутся по наследству.

В повреждении наследственности состоит самое главное отличие в действии радиации. Атомщики часто говорят, что ежегодно под колесами автомобилей гибнет много больше людей, чем от радиации. Они умалчивают, что действие радиации бесконечно опаснее гибели в любой катастрофе, поскольку ставит под угрозу огромное количество будущих поколений.

Кайша Якубовна Атаханова

Ниже представлены основные отдаленные последствия ионизирующего облучения, многие из этого перечня типичны и для населения, проживающего рядом с Семипалатинским испытательным ядерным полигоном:

  • возникновение злокачественных новообразований (раков) практически любых органов (у человека это чаще всего рак крови (лейкемия), кожи, костей, молочной железы, яичников, легких и щитовидной железы);
  • нарушения генетического кода (мутации в половых и других клетках);
  • развитие иммунодепрессии и иммунодефицита и, как результат, повышение чувствительности организма к обычным заболеваниям;
  • нарушение обмена веществ и эндокринного равновесия;
  • поражения органов зрения (помутнение хрусталика и возникновение катаракты);
  • возникновение временной или постоянной стерильности (поражения яйцеклеток, сперматозоидов) и развитие импотенции;
  • органические поражения нервной системы, кровеносных и лимфатических сосудов в результате гибели медленно размножающихся клеток нервной ткани и эндотелия (выстилки сосудов); ускоренное старение организма;
  • нарушения психического и умственного развития.
Кайша Якубовна Атаханова

«АЭС не целесообразно»

Самир Нурмаганбетов, член молодежной инициативы ОФ «Социально-Экологический Фонд», также презентовал доводы о нецелесообразности АЭС. Исследователь объяснил причины энергодефицита в Казахстане и предложил пути решения этой проблемы.

Согласно данным ООН, население Казахстана потребляет менее пятой части всей электроэнергии. Больше половины всей электроэнергии потребляется в промышленности. Всего 10 компаний, принадлежащие ERG, Казахмыс, Гленкор и Лаврентьеву потребляют вдвое больше, чем все население Казахстана.

Повышение энергоэффективности — ключ к стабильности энергоснабжения и переходу к ВИЭ (возобновляемым источникам энергии). Если топ-8 потребителей смогут сократить потребление электроэнергии на 10% и успешно это осуществят, дефицит энергии не возникнет в течение последующих 4 лет без необходимости установки новых мощностей. Примерно 4.2 млрд кВтч электроэнергии будет сэкономлено, в то время как Forbes.kz прогнозирует дефицит в размере около 5.5 млрд кВтч к 2029 году. С учетом этого и дополнительной возможности внедрения возобновляемых источников энергии, можно избежать дефицит электроэнергии в Казахстане в последующие годы.

Согласно данным ведомства, сети передачи электроэнергии в настоящее время изношены на 65%, что приводит к потерям около 11% от передаваемого объема энергии. Износ на уровне 65% и потери энергии до 11% указывают на серьезные проблемы, которые могут сказаться на надежности энергоснабжения страны. Предлагается поставить АЭС на Балхаше чтобы обеспечить юг Казахстана электричеством. До Алматы, Тараза по прямой более 300 км. До Шымкента — почти 500 км.

Анализ работы электросетевых компаний Казахстана показывает, что многие из эксплуатируемых в настоящее время высоковольтных линий, построенных более 30-35 лет назад, имеют длину значительно больше экономически целесообразной (35 кВ — до 100 км и более, 110 кВ — до 300 км и более), а передаваемые по этим линиям мощности намного меньше эффективных значений. Нагрузочные потери в таких линиях составляют значительную долю потерь, обусловленную передачей реактивной электроэнергии по сети.

Если АЭС ставить со столь изношенными сетями, то потери будут колоссальны.

Самир Нурмаганбетов

В качестве альтернативы, Самир Нурмаганбетов предлагает обратить внимание на нефтегазовую энергетику, в особенности, ТЭЦ на газе. По его мнению, это станет переходным решением.

Согласно данным Our World In Data, с 2000 года производство электроэнергии из газа увеличилось почти в 2.5 раза, в то время как атомная энергетика выросла всего на 4%.

Самир Нурмаганбетов

Однако лучшим решением по-прежнему остается возобновляемая энергетика.

В прошлом году производство солнечной энергии выросло на 23%, а ветровой — на 14%. В совокупности они составляют более 10% мирового производства электроэнергии. В 2021 году все экологически чистые источники электроэнергии произвели 38% мирового электричества, что больше, чем уголь (36%), — передает Ember Climate.

Самир Нурмаганбетов
Продолжая тему:
#Атомная электростанция #АЭС #Безопасность #Казахстан #Экология #Энергетика
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
В Астане 6 тысяч человек вложились в ЖК, которые строятся незаконно
22 ноября 2024 в 15:01
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Из-за технических работ сократилась добыча нефти на Тенгизе
22 ноября 2024 в 14:54
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15