Член фракции партии Respublica Руслан Берденов обратился с депутатским запросом к вице-премьеру и министру национальной экономики Нурлану Байбазарову с целью обсуждения различных аспектов налоговой политики, передает Bizmedia.kz.
Вы знаете о поручении Президента по полной цифровизации налогового контроля, сокращению форм налоговой отчетности на 30%, и снижению налогов, бюджета и других обязательных платежей на 20%, — начал Берденов.
Он отметил, что в этой связи в Министерстве национальной экономики предложен проект нового Налогового кодекса, вызвавший общественное недовольство в отношении политики поддержки предпринимательства.
Имеется ли экономическое обоснование предлагаемых решений? Из-за нестабильности налоговой политики предприниматели утрачивают доверие к государству. Мы выступали против снижения предельных ставок по НДС, — говорит Берденов.
В связи с этим ими был направлен депутатский запрос, но удовлетворительного ответа они не получили.
В то время как соседние государства поддерживают своих предпринимателей и повышают предельные ставки, мы наоборот их снижаем. Насколько эти решения соответствуют экономической безопасности страны? За последние 5 лет Налоговый кодекс был пересмотрен 60 раз. Год назад был введен розничный налог, чему предприниматели радовались, ведя прозрачный бухгалтерский учет и выходя из теневой экономики. Новый кодекс вновь ставит бизнес перед финансовым кризисом, — уверен он.
По его словам, на практике изменения направлены на выполнение исключительно фискальных задач, демонстрируя систематические недостатки и нестабильность налоговой политики, что нарушает финансовую стабильность бизнеса.
В связи с этим хочу выделить несколько предлагаемых изменений. Во-первых, это снижение предельной суммы по специальному режиму розничного налога с 600000 месячных расчетных показателей (2,2 млрд тенге) до 500 млн тенге, что затронет более 22 тысяч компаний. Иначе это вынудит бизнес уйти в тень, — говорит Берденов.
С 2021 года количество субъектов, использующих этот режим, достигло 30 000. Мы обещали упростить налоговую систему, но фактически ограничиваем развитие малого и среднего бизнеса. 80% налогов в стране платят всего 260 крупных компаний, 15% — средние компании, и 5% — малый и средний бизнес. Поддержка этого сектора бизнеса необходима.
Очевидно, что эти последние изменения вынуждают предпринимателей уходить в тень. Второе — это внимание, уделяемое букмекерам в кодексе, освобождая их от всех налогов и предлагая только 8% специального налога от доходов игроков. В то же время торговые точки, обеспечивающие население продуктами питания, облагаются 20% корпоративного налога и 12% НДС, что составляет 32%. Как можно понять такую заботу о игорном бизнесе? — возмутился он.
Третье — на заработную плату более 9 миллионов работников в стране удерживаются 7 различных выплат. 40% зарплаты уходит на обязательные взносы и внебюджетные платежи, что вынуждает бизнес занижать официальную зарплату до 85000 тенге и использовать гражданско-правовые договоры.
В 2023 году 4 миллиона представителей бизнеса внесли более 4 трлн тенге в фонды социального страхования, пенсионного обеспечения и медицинского страхования, что составляет около 20% бюджета страны. Эти средства не контролируются. Правительство предоставляет парламенту аналитические записки о государственных финансах, но они не проходят процесс согласования, что позволяет использовать эти средства без должного контроля. Мы призываем ввести открытую систему контроля бюджетных расходов, — отметил он.
В этом контексте необходимо учитывать мнение гражданского общества, объединить все выплаты и установить общую налоговую нагрузку на уровне около 20%. Перед принятием решения необходимо пересмотреть законопроект совместно с общественными организациями, бизнесом и государственными органами и предложить его как эффективный проект для экономики страны.