Жомарт Алиев, вице-министр экологии и природных ресурсов, в краткой беседе с корреспондентом Bizmedia.kz рассказал об утильсборе не как чиновник, а как простой гражданин Казахстана.
Корреспондет Амин Абдулманов, спросил, что Алиев думает насчет того, стоит ли вообще отменять этот сбор? И попросил его ответить по-простому, по-человечески.
Да, я понимаю ваш вопрос. Не как чиновник, а как гражданин, да. Ну, если эта норма есть в других странах, я сейчас не говорю о размере утилизационного сбора, о размере первичной регистрации, то определенные меры должны быть. Конечно, я повторюсь, я не как чиновник сейчас рассуждаю. Я рассуждаю как человек, который хочет, чтобы завтра у нас появились все новее и новее автопарки, — начал Алиев.
Но при этом, он отметил, что с точки зрения государственного регулирования необходим комплексный подход.
Мнение одного человека или группы людей, которые преследуют свою точку зрения, чтобы машина была максимально дешевой для него и для его кармана, в этом, наверное, есть логика. Но нельзя подходить только к потребностям одного человека. Мы живем в обществе, и один человек не может быть отделённым, жить только в своём кругу. Завтра у него есть семья, он живёт в городе. Хорошо, машины будут дешевле, снизится утилизационный сбор, но завтра у нас появится тысяча таких машин, и он будет дышать этим воздухом, — добавил вице-министр.
Он отметил, что каждый человек хочет, чтобы товар, который он покупает, был доступным по цене. Однако постоянный выбор дешёвых товаров часто приводит к снижению качества.
Вот моё личное мнение, не как чиновник, а как простой человек. Это к этому приведёт. Это же определённые заградительные барьеры. Любой человек хочет, чтобы товар, который он покупает, был дешевле. Но если постоянно брать дешёвый товар, то это ведёт к низкому качеству. Это аксиома, без которой не бывает. Конечно, новая машина будет дорогая, а десятилетняя дешевле. Но выхлоп от новой машины и старой машины – это две большие разницы. Это мультипликативный эффект. Сегодня мы выиграем на отсутствии этого сбора, но завтра будем тратить деньги на лечение, — подчеркнул Алиев.
Он также сказал, что он, конечно, хотел бы, чтобы завтра обычный гражданин мог купить машину по цене ниже рыночной.
Надо шире подходить к этим вещам. Это моё личное мнение, не как чиновник, а как человек. Конечно, я хочу, чтобы завтра я мог как простой гражданин купить машину, которая будет дешевле, чем на всём рынке. Но если понимаешь, что ручка стоит 100 тенге, а такую же найти за 50 тенге, то её качество будет намного хуже. Будет писать она 2 дня, а та, которая сделана по технологии, будет писать месяц. Взял за 50 тенге, через неделю выбросил, ещё 50 тенге потратил. А ручка за 100 тенге будет служить месяц. Это такой оборот. Конечно, сиюминутная выгода для каждого отдельного человека есть, но нельзя распространять эту логику на всё общество, — подытожил он.