Сенатор Шакарым Буктугутов спросил, как контролируются бюджетные деньги, предназначенные для ремонта ТЭЦ и теплосетей, передает Bizmedia.kz.
Череда аварий на ТЭЦ и в системе теплооснабжения республики обнажили критическое состояние инфраструктуры в целом. Средний возраст ТЭЦ составляет 61 год, износ выше 65%. Темпы обновления тепловых сетей за 10 лет сократились в 2,3 раза, и износ сетей составляет 53%. Глава государства поставил задачу снижения износа тепловых сетей до 43% к 2030 году. Для этого необходимо ежегодно ремонтировать более 350 км тепловых сетей, причем потребность в денежных средствах составляет более 250 млрд ежегодно.
Системными проблемами в данной сфере остаются разнонаправленность тарифной и отраслевой политики, отсутствие технического контроля за исполнением инвестобязательств. Тарифным регулятором выступает Комитет по регулированию естественных монополий. При этом развитие регулируемых отраслей и бесперебойное предоставление коммунальных услуг возложено на Министерство. Таким образом, реализация тарифной политики осуществляется в отрыве от отраслевых задач. Кроме того, исполнение тарифных смет и инвестпрограмм осуществляется документально, без выезда на объект, что не позволяет дать должную оценку целевого использования средств.
В связи с этим у меня несколько вопросов:
- Как министерство видит решение данных вопросов?
- Выработан ли алгоритм по выполнению задач, поставленных главой государства?
- Когда будут обеспечены бесперебойные и качественные теплоснабжения населения страны?
Ответил Министр энергетики Алмасадам Саткалиев, который уверил, что в целом, правительством проводится системная работа по улучшению качества услуг теплоснабжения.
Что касается системы управления, действительно, компетенции распределены между различными государственными органами, такими как Министерство экономики, Комитет по регулированию естественных монополий, Министерство энергетики, Министерство промышленности и строительства, местные исполнительные органы. Работа достаточно сбалансирована и скоординирована, — отметил он.
Он отметил, что при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий Комитет по регулированию естественных монополий принимает во внимание заявки местных исполнительных органов. Министерство энергетики дает свое заключение по технической целесообразности, применяемым решениям, эффективности и объему работ, необходимых для строительства и ремонта.
Тем не менее, с целью улучшения координации институционального управления отраслью в рамках закона о теплоэнергетике предусмотрено совершенствование принципов управления. В частности, за Министерством энергетики будет закреплена компетенция по формированию государственной политики в области производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Также предусмотрен целый комплекс мер по улучшению администрирования и планирования развития данного направления, включая усиление органов Комитета атомного энергетического надзора, — сказал Саткалиев.
По его словам, теперь будет закреплена функция контроля, осуществления проверок субъектов рынка и выезд на места для оценки качества, эффективности и контроля инвестиционных программ за Комитетом энергетического надзора. Для этого будут внесены изменения в предпринимательский кодекс для снятия ограничений на проведение подобных проверок. Данный вопрос будет решен на законодательном уровне, поэтому, Саткалиев, пользуясь случаем, попросил депутатов Сената поддержать данный законопроект.
Что касается финансирования, с учетом уровня износа и социальной значимости данной отрасли, требуются масштабные инвестиции. По линии Министерства энергетики, мы уже анонсировали, что для субъектов производства тепловой энергии были подняты тарифы на электроэнергию. В целом отрасль теплоснабжения субсидируется за счет производства электрической энергии. В среднем мы подняли тарифы на 20% для 24 субъектов, увеличив лимиты возврата по рынку мощности. В два раза увеличены тарифы на рынок мощности, что составляет порядка 327 миллиардов тенге. Эти средства будут направлены на развитие теплоснабжения.
Совместно с заявками акиматов по развитию тепловых сетей и комплексной программой «Тарифы в обмен на инвестиции», которую осуществляет Министерство экономики, планируется ежегодное направление порядка 600 миллиардов тенге на функции теплоснабжения. Дополнительно будут привлечены средства из резерва правительства для ликвидации и восстановления аварийных, наиболее изношенных тепловых сетей.