Кто проверит частных перевозчиков? Там никто не следит за чистотой — мажилисмен

Председатель Комитета по экономическим реформам и региональному развитию Нуртай Сабильянов представил дополнительный доклад о повышении эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в транспортной сфере, передает Bizmedia.kz.

Сегодня я хотел бы остановиться на ряде вопросов, касающихся транспортной отрасли. Во-первых, долг группы компаний АО «Қазақстан темір жолы» за 10 лет увеличился с 928 миллиардов тенге до 2 триллионов 100 миллиардов тенге, или на 212%. При этом 45% объема кредитного портфеля направлено на рефинансирование ранее взятых долговых обязательств за счет новых заимствований. Это становится привычной практикой, что является неэффективной мерой, так как убытки от курсовых разниц по валютным долгам акционерного общества за 2014-2023 годы составили 765 миллиардов тенге, — начал Сабильянов.

По его словам, кроме того, по некоторым кредитам, взятым в 2018-2022 годах, годовая банковская ставка составляла около 17-18%. Развивать железнодорожную отрасль с такими заимствованиями невозможно. Необходимо искать пути сокращения долгов и эффективного использования средств.

Во-вторых, в период с 2014 по 2023 годы доходы и прочие поступления «Қазақстан темір жолы» увеличились с 881 миллиарда тенге до 2 триллионов 100 миллиардов тенге. За этот период было получено 283 миллиарда тенге государственных субсидий. Несмотря на это, ликвидность АО «Қазақстан темір жолы» за те же годы снизилась с 117% до 50%. Поэтому акционерному обществу необходима финансовая и управленческая модернизация, а также цифровизация системы управления активами и процессами, — отметил он.

В-третьих он отметил, что в Казахстане пассажирские перевозки осуществляются акционерным обществом «Пассажирские перевозки» и 14 частными компаниями. При этом в период с 2014 по 2022 годы пассажирские перевозки железнодорожным транспортом сократились на 13%. Существует множество факторов, препятствующих росту доли железнодорожных перевозок. Из 151 имеющегося пассажирского вагона 686 устарели. Состояние многих вагонов не соответствует санитарным нормам: чистота на нуле, кондиционеры не работают, поезда опаздывают. Всё это указывает на низкое качество обслуживания пассажиров.

Как показано в отчете Высшей аудиторской палаты, упомянутое акционерное общество последние три года работает с убытками. А кто проверяет деятельность 14 частных компаний? Никто не проверяет. Их вагоны также не соответствуют требованиям. Даже старые вагоны можно содержать в чистоте. Я сам когда-то работал проводником и знаю, что вагоны можно поддерживать в чистоте. Поэтому Министерство здравоохранения должно проводить контроль за санитарным состоянием вагонов. Мы предоставили такую возможность законодательно, — отмечает Сабильянов.

Он уверил, что в 2022 году был заключен финансово невыгодный контракт на поставку 537 пассажирских вагонов на общую сумму 689 миллиардов тенге. Еще одна проблема — нехватка вагонов. К 2025 году в Петропавловске акционерное общество будет собирать вагоны, произведенные в Российской Федерации. Стоимость этих вагонов составила 405 миллионов тенге. Теперь она выросла до 730 миллионов тенге, что составляет 82% от стоимости в Российской Федерации.

Российские железные дороги покупают эти вагоны за 450 миллионов тенге. Почему же, когда эти вагоны поступают на наш завод, их стоимость резко возрастает? Кто за это ответит? Скоро планируется закупка пассажирских вагонов швейцарской компании Stadler. Стоимость такого вагона составляет 1 миллиард 300 миллионов тенге. Есть ли возможность их закупки? Не будет ли это нагружать бюджет и влиять на рост тарифов? К этим вопросам нужно подходить с большой ответственностью и улучшать обслуживание пассажиров, — говори он.

Что касается грузоперевозок, компания КТЖ на протяжении более 30 лет остается неконкурентоспособной на рынке железнодорожных перевозок. Анализ регулируемых тарифов на массовые грузы показал, что многие тарифы, такие как на перевозку угля, железной руды, цветных руд, строительных грузов и химикатов, ниже себестоимости. Убытки от регулируемых тарифов в 2020-2023 годах составили 903 миллиарда тенге. В общем, в 2022-2023 годах 73% грузооборота перевозились по тарифам ниже себестоимости, тогда как частные перевозчики осуществляют более прибыльные перевозки. Поэтому, он отмечает, необходимо всесторонне обсудить этот вопрос и пересмотреть тарифы.

По данным Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта, доля автомобильных дорог республиканского значения в нормативном состоянии составляет 92%. Однако, согласно данным нацкомпании «КазАвтоЖол», этот показатель составляет 82%, что создает разрыв в 10%. До сих пор не запущена информационная система контроля качества дорог, необходимо полностью цифровизировать этот процесс, — сокрушается Сабильянов.

Он отметил вопрос и по поводу реконструкции дорог, особенно таких, как Астана-Караганда, Балхаш, Калбатау-Майкапшага, Атырау-Астрахань, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Актобе-Кандыагаш, Кызылорда-Жезказган, работы по реконструкции, начатые 5 лет назад, до сих не завершены. Это одна из наиболее часто поднимаемых тем на встречах с населением. Он призвал привлекать к ответственности ответственных за реконструкцию и завершение этих дорог. Также есть заброшенная дорога Караганда-Аягоз-Бугаз, которая находится под управлением Министерства, и её тоже нужно капитально ремонтировать.

Необходимо контролировать своевременное выполнение проектов и использование выделенных средств. В завершение, следует принять меры по усилению контроля в транспортной отрасли, учитывая результаты государственного аудита. Комитет подготовил соответствующие рекомендации и будет работать над законодателями инициативами, — подытожил Сабильянов.

Продолжая тему:
#Вагон #КТЖ #Пассажирские перевозки #Перевозки #Частные перевозчики
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
В Астане 6 тысяч человек вложились в ЖК, которые строятся незаконно
22 ноября 2024 в 15:01
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Из-за технических работ сократилась добыча нефти на Тенгизе
22 ноября 2024 в 14:54
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15