Ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 млн долларов

Член Комитета по финансам и бюджету Руслан Берденов выступил на тему «Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в транспортной сфере», передает Bizmedia.kz.

Мы знаем о стратегической задаче президента по превращению Казахстана в полноценный транспортно-логистический центр и транзитный хаб Евразии. Для достижения поставленных целей были разработаны соответствующие стратегические документы, и за последние три года на развитие железнодорожной инфраструктуры и транзитного потенциала из бюджета было выделено более 1 миллиарда долларов. Однако уровень износа железнодорожной инфраструктуры остается серьезной проблемой, — отметил он.

По его словам, экономика находится в красной зоне кредитных обязательств. Анализы показывают, что расходы и долги компании растут. В разные годы убытки КТЖ составляли 617 миллиардов тенге, а долги компании в 2020 году достигли полутора триллионов тенге. Через 3 года, в 2023 году, долги и обязательства достигли 2,9 триллиона тенге, что вызывает серьезные опасения. Долги КТЖ превышают нормативный уровень.

КТЖ берет займы в иностранной валюте для различных целей. А эти займы в итоге оплачивают отечественные предприниматели и простые граждане. Если КТЖ продолжит следовать своей нынешней политике, то вскоре может объявить дефолт, — говорит он.

Вторая проблема — это пересмотр тарифов. Внутренние тарифы на перевозку социально значимых продовольственных товаров ниже экспортных тарифов, что вызывает вопросы. Например, экспорт угля осуществляется на 18% дешевле, чем перевозка социальных товаров. Железная руда, зерно, удобрения, цветные металлы и строительные материалы перевозятся по тарифам ниже их себестоимости. Даже на транзитные товары других стран применяются тарифы ниже себестоимости. За 3 года из-за экспортных тарифов было нанесено ущерба на 409 миллиардов тенге. То есть 90% грузооборота осуществляется по тарифам ниже себестоимости.

Такая непонятная тарифная политика приводит к третьей проблеме — коррупции.

За последние 5 лет было зарегистрировано свыше 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его ведомственных организаций. 52 человека были осуждены. По оценкам некоторых экспертов, ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 миллионов долларов. Необходимо устранить коррупцию, некачественные услуги и неэффективные проекты. Даже мы, как депутаты, до сих пор не получили информацию о зарплатах и бонусах топ-менеджеров КТЖ, — отметил Берденов.

Четвертая проблема, по его словам, — задержка пассажирских и грузовых поездов. В нашей стране за год около 60 тысяч пассажиров были вынуждены находиться в грязных и жарких вагонах более 6 часов. Низкая пропускная способность железных дорог, отсутствие утвержденных основных и дополнительных планов, нехватка локомотивов привели к предполагаемым триллионным убыткам для перевозчиков.

В связи с вышеизложенным, Берденов предложил следующие меры:

  1. Реформирование. В соответствии с указом главы государства о мерах по либерализации экономики провести кардинальную реформу, обеспечивающую эффективную работу органов управления, прозрачность финансово-хозяйственных и закупочных процессов, очистку компании от непрофильных активов и недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке.
  2. Создание общественного совета для оперативного решения важных вопросов и учета мнений граждан и бизнеса.
  3. Утверждение доверия к предпринимателям. С учетом передового опыта развитых стран внедрить цифровизацию и модели сервисного обслуживания, строительство магистральных железнодорожных линий и другие инвестиционные проекты. Бизнес готов взять на себя эти обязательства, но система до сих пор не готова.
Продолжая тему:
#Коррупция #КТЖ #Мажилис #Руслан Берденов
Соғыс балалары мәртебесінен үміткерлердің жасы 85 тен асып қалды
9 мая 2025 в 17:28
В Алматинской области пропали арестованные авто на миллионы тенге
5 мая 2025 в 11:54
Вручены награды военнослужащим Национальной гвардии
9 мая 2025 в 17:07
Что будет с деньгами и долгами, если банк в Казахстане лишится лицензии
5 мая 2025 в 14:28
Банк секторында ойын ережелері өзгереді: Жаңа заңның құрылтайшылардың тәбетін тежейтін сыйқырлы таяқшасы
9 мая 2025 в 16:47
В Алматы кассы переводят на новую цифровую систему
5 мая 2025 в 12:16
В Астане перекроют три перекрёстка: когда и где ждать заторы
9 мая 2025 в 16:31
Колледжи будут получать 912 тысяч тенге на каждого студента — вдвое больше, чем раньше
6 мая 2025 в 20:20
Токаев поприветствовал казахстанских военных на параде в Москве
9 мая 2025 в 15:30
С 11 мая в Казахстане изменятся цены на бензин и дизельное топливо
2 мая 2025 в 22:07
Kids Go Free: где отдохнуть на школьных каникулах
9 мая 2025 в 14:16
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
От деда к внуку: эстафета чести Памяти ветерана Великой Отечественной войны Айткали Султановича посвящается
9 мая 2025 в 14:05
Только треть мужчин в Казахстане копит в банках: что показывает новое исследование
6 мая 2025 в 19:42
В Астане прошло мероприятие ко Дню Победы – «Бейбіт аспан астында»
9 мая 2025 в 13:54
КМГ: Цену на бензин повышают плавно для предотвращения шокового эффекта
5 мая 2025 в 17:12
Актеры и военные вновь на одной сцене: спектакль «Алия» возвращается с триумфом
9 мая 2025 в 13:11
Налог на лекарства и услуги медиков введут мягко
5 мая 2025 в 11:17
В Алматы отпраздновали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
9 мая 2025 в 12:49
Доллар превысил 516 тенге: что это значит для людей
5 мая 2025 в 15:35
Токаев прибыл в Кремль для встречи с Путиным
9 мая 2025 в 12:39
Алматы внедряет транспорт будущего: что изменится для горожан
6 мая 2025 в 10:10
Олжас Бектенов возложил цветы к памятнику Бегельдинова
9 мая 2025 в 12:04
Четыре чашки кофе в день помогают замедлить старение — данные 7-летнего исследования
6 мая 2025 в 17:14