Ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 млн долларов

Член Комитета по финансам и бюджету Руслан Берденов выступил на тему «Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в транспортной сфере», передает Bizmedia.kz.

Мы знаем о стратегической задаче президента по превращению Казахстана в полноценный транспортно-логистический центр и транзитный хаб Евразии. Для достижения поставленных целей были разработаны соответствующие стратегические документы, и за последние три года на развитие железнодорожной инфраструктуры и транзитного потенциала из бюджета было выделено более 1 миллиарда долларов. Однако уровень износа железнодорожной инфраструктуры остается серьезной проблемой, — отметил он.

По его словам, экономика находится в красной зоне кредитных обязательств. Анализы показывают, что расходы и долги компании растут. В разные годы убытки КТЖ составляли 617 миллиардов тенге, а долги компании в 2020 году достигли полутора триллионов тенге. Через 3 года, в 2023 году, долги и обязательства достигли 2,9 триллиона тенге, что вызывает серьезные опасения. Долги КТЖ превышают нормативный уровень.

КТЖ берет займы в иностранной валюте для различных целей. А эти займы в итоге оплачивают отечественные предприниматели и простые граждане. Если КТЖ продолжит следовать своей нынешней политике, то вскоре может объявить дефолт, — говорит он.

Вторая проблема — это пересмотр тарифов. Внутренние тарифы на перевозку социально значимых продовольственных товаров ниже экспортных тарифов, что вызывает вопросы. Например, экспорт угля осуществляется на 18% дешевле, чем перевозка социальных товаров. Железная руда, зерно, удобрения, цветные металлы и строительные материалы перевозятся по тарифам ниже их себестоимости. Даже на транзитные товары других стран применяются тарифы ниже себестоимости. За 3 года из-за экспортных тарифов было нанесено ущерба на 409 миллиардов тенге. То есть 90% грузооборота осуществляется по тарифам ниже себестоимости.

Такая непонятная тарифная политика приводит к третьей проблеме — коррупции.

За последние 5 лет было зарегистрировано свыше 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его ведомственных организаций. 52 человека были осуждены. По оценкам некоторых экспертов, ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 миллионов долларов. Необходимо устранить коррупцию, некачественные услуги и неэффективные проекты. Даже мы, как депутаты, до сих пор не получили информацию о зарплатах и бонусах топ-менеджеров КТЖ, — отметил Берденов.

Четвертая проблема, по его словам, — задержка пассажирских и грузовых поездов. В нашей стране за год около 60 тысяч пассажиров были вынуждены находиться в грязных и жарких вагонах более 6 часов. Низкая пропускная способность железных дорог, отсутствие утвержденных основных и дополнительных планов, нехватка локомотивов привели к предполагаемым триллионным убыткам для перевозчиков.

В связи с вышеизложенным, Берденов предложил следующие меры:

  1. Реформирование. В соответствии с указом главы государства о мерах по либерализации экономики провести кардинальную реформу, обеспечивающую эффективную работу органов управления, прозрачность финансово-хозяйственных и закупочных процессов, очистку компании от непрофильных активов и недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке.
  2. Создание общественного совета для оперативного решения важных вопросов и учета мнений граждан и бизнеса.
  3. Утверждение доверия к предпринимателям. С учетом передового опыта развитых стран внедрить цифровизацию и модели сервисного обслуживания, строительство магистральных железнодорожных линий и другие инвестиционные проекты. Бизнес готов взять на себя эти обязательства, но система до сих пор не готова.
Продолжая тему:
#Коррупция #КТЖ #Мажилис #Руслан Берденов
Қазақстандықтарды төтенше жағдайлардан сақтандырудың тетіктері нақтыланды
18 августа 2025 в 22:04
Казахстанцы массово снимают деньги с валютных счетов — забрали уже 57 миллиардов
14 августа 2025 в 12:04
Спартакиада, посвященная Дню спорта и 30-летию Конституции РК, прошла в Нацгвардии
18 августа 2025 в 21:58
Назван возраст, когда похудеть становится почти невозможно
15 августа 2025 в 12:31
Аким Алматы поручил лишать лицензий недобросовестных подрядчиков
18 августа 2025 в 21:44
Премиум от Bereke Bank: казахстанец увидел на своей карте минус 2,6 тысячи долларов
14 августа 2025 в 15:55
Казахстанцы с редким генетическим заболеванием будут обеспечены бесплатными лекарствами
18 августа 2025 в 21:33
Курица «взлетела»: почему цены в Казахстане резко пошли вверх?
15 августа 2025 в 11:04
В Минздраве обсудили готовность школ к новому учебному году
18 августа 2025 в 21:17
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
Алматыда ауаны тазартудың жаңа ережелері әзірленіп жатыр
18 августа 2025 в 21:07
Редкое явление произошло на торгах тенге и доллара на KASE
14 августа 2025 в 15:38
Жительница Семея стала жертвой квартирной аферы
18 августа 2025 в 21:00
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Идет подготовка к всенародному конкурсу на лучшее название АЭС
18 августа 2025 в 20:46
Halyk Bank блокирует счета казахстанцев. Причин никто не знает
13 августа 2025 в 16:38
Добыча газа в Казахстане добралась до рекордного уровня, но не все так просто
18 августа 2025 в 20:30
Неожиданное открытие: корейские исследователи назвали старение «заразным»
14 августа 2025 в 12:45
Глава государства принял председателя Сената Олий Мажлиса Узбекистана Танзилу Нарбаеву
18 августа 2025 в 20:01
Новый поворот. На банковском рынке Казахстана – перемены
18 августа 2025 в 10:53
Прокуратура восстановила права предпринимателей в рамках госпрограммы
18 августа 2025 в 19:46
Продажи новых авто в Казахстане бьют рекорды
15 августа 2025 в 10:25
Ресей мен Қытайдан да озып кетіппіз
18 августа 2025 в 19:28
Казахстанцам не повысят минимальную зарплату — решение правительства
13 августа 2025 в 15:46