Ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 млн долларов

Член Комитета по финансам и бюджету Руслан Берденов выступил на тему «Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в транспортной сфере», передает Bizmedia.kz.

Мы знаем о стратегической задаче президента по превращению Казахстана в полноценный транспортно-логистический центр и транзитный хаб Евразии. Для достижения поставленных целей были разработаны соответствующие стратегические документы, и за последние три года на развитие железнодорожной инфраструктуры и транзитного потенциала из бюджета было выделено более 1 миллиарда долларов. Однако уровень износа железнодорожной инфраструктуры остается серьезной проблемой, — отметил он.

По его словам, экономика находится в красной зоне кредитных обязательств. Анализы показывают, что расходы и долги компании растут. В разные годы убытки КТЖ составляли 617 миллиардов тенге, а долги компании в 2020 году достигли полутора триллионов тенге. Через 3 года, в 2023 году, долги и обязательства достигли 2,9 триллиона тенге, что вызывает серьезные опасения. Долги КТЖ превышают нормативный уровень.

КТЖ берет займы в иностранной валюте для различных целей. А эти займы в итоге оплачивают отечественные предприниматели и простые граждане. Если КТЖ продолжит следовать своей нынешней политике, то вскоре может объявить дефолт, — говорит он.

Вторая проблема — это пересмотр тарифов. Внутренние тарифы на перевозку социально значимых продовольственных товаров ниже экспортных тарифов, что вызывает вопросы. Например, экспорт угля осуществляется на 18% дешевле, чем перевозка социальных товаров. Железная руда, зерно, удобрения, цветные металлы и строительные материалы перевозятся по тарифам ниже их себестоимости. Даже на транзитные товары других стран применяются тарифы ниже себестоимости. За 3 года из-за экспортных тарифов было нанесено ущерба на 409 миллиардов тенге. То есть 90% грузооборота осуществляется по тарифам ниже себестоимости.

Такая непонятная тарифная политика приводит к третьей проблеме — коррупции.

За последние 5 лет было зарегистрировано свыше 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его ведомственных организаций. 52 человека были осуждены. По оценкам некоторых экспертов, ежегодный оборот коррупции в системе КТЖ составляет 200 миллионов долларов. Необходимо устранить коррупцию, некачественные услуги и неэффективные проекты. Даже мы, как депутаты, до сих пор не получили информацию о зарплатах и бонусах топ-менеджеров КТЖ, — отметил Берденов.

Четвертая проблема, по его словам, — задержка пассажирских и грузовых поездов. В нашей стране за год около 60 тысяч пассажиров были вынуждены находиться в грязных и жарких вагонах более 6 часов. Низкая пропускная способность железных дорог, отсутствие утвержденных основных и дополнительных планов, нехватка локомотивов привели к предполагаемым триллионным убыткам для перевозчиков.

В связи с вышеизложенным, Берденов предложил следующие меры:

  1. Реформирование. В соответствии с указом главы государства о мерах по либерализации экономики провести кардинальную реформу, обеспечивающую эффективную работу органов управления, прозрачность финансово-хозяйственных и закупочных процессов, очистку компании от непрофильных активов и недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке.
  2. Создание общественного совета для оперативного решения важных вопросов и учета мнений граждан и бизнеса.
  3. Утверждение доверия к предпринимателям. С учетом передового опыта развитых стран внедрить цифровизацию и модели сервисного обслуживания, строительство магистральных железнодорожных линий и другие инвестиционные проекты. Бизнес готов взять на себя эти обязательства, но система до сих пор не готова.
Продолжая тему:
#Коррупция #КТЖ #Мажилис #Руслан Берденов
Крупных пожаров в Казахстане не будет? Министр уверен в новой системе защиты лесов
3 июня 2025 в 22:01
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12
Массовые пробки на границе: «КазАвтоЖол» озвучил причины затора на «Жайсане»
3 июня 2025 в 21:38
Ученые нашли «пусковую кнопку» старения — можно ли ее отключить?
31 мая 2025 в 17:44
Связь и интернет подорожают? В Казахстане могут создать фонд для взносов
3 июня 2025 в 20:31
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
ООН даст Казахстану 280 млн долларов. Зачем?
3 июня 2025 в 19:35
Лидер Rammstein Тилль Линдеманн выступит в Алматы
3 июня 2025 в 17:01
Мясопереработка сайгаков: в Казахстане раскрыли потенциальные объемы
3 июня 2025 в 18:52
Деньги вернули — школу построили: как в Атырауской области распорядились средствами
2 июня 2025 в 11:29
Около 870 миллиардов тенге — в минусе: что случилось с Нацфондом в 2025 году
3 июня 2025 в 18:14
Что происходит с долларом? Официальный курс на начало июня
30 мая 2025 в 15:38
Пошагово и без нервов: как правильно оформить машину на нового владельца
3 июня 2025 в 17:35
Тенге укрепился к доллару впервые за три месяца
2 июня 2025 в 17:03
В Минпромторге предупредили об опасности «серых» авто из Китая
3 июня 2025 в 16:41
Вячеслав Ким покупает Jusan Bank
2 июня 2025 в 21:02
АЭС-салатын тарап энерго-атом нарығының беталысын анықтайды
3 июня 2025 в 16:16
Обещали по $1200 в месяц — казахстанцы вложились в самокаты и остались ни с чем
30 мая 2025 в 10:57
В Казахстане сократили сроки госзакупок
3 июня 2025 в 15:56
Жир на животе может делать это с организмом — новое открытие
28 мая 2025 в 12:02
Freedom Finance: как казахстанский холдинг объединяет рынки Европы, Азии и США
3 июня 2025 в 15:49
Когда запустят LRT в Астане, рассказал Скляр
30 мая 2025 в 13:54
Что происходит с долларом и тенге? Официальный курс на 4 июня
3 июня 2025 в 15:38
Минфин объяснил лимит в 1 млн тенге на мобильные переводы
3 июня 2025 в 15:57