Председатель Комитета по финансам и бюджету Татьяна Савельева представила дополнительный доклад по отчетам Правительства РК и Высшей аудиторской палаты о выполнении республиканского бюджета за 2023 год, передает Bizmedia.kz.
По ее словам, основные параметры республиканского бюджета по итогам 2023 года исполнены на уровне 99,9% по поступлениям и 99,6% по расходам бюджета. Данные показатели исполнения достигнуты благодаря произведённому замещению разрыва в доходах дополнительными поступлениями дивидендов от Самрук-Казына в сумме 1 трлн тенге и переплат по налогам в общей сумме 3,7 трлн тенге, что составило рост на 1,5 трлн за год.
Снижение фактического объёма налоговых поступлений в бюджет по сравнению с планом сложилось за счёт снижения цен на основные экспортные металлы и нефть. Вместе с тем, по итогам обсуждения на рабочих группах, общее мнение в том, что резервы увеличения доходной части бюджета есть. Это снижение объёмов ненаблюдаемой экономики и неформальной занятости, вывод из тени 50% фонда оплаты труда. В комплексе с мерами по развитию реального сектора экономики и сдерживанию инфляции дополнительные доходы в бюджет могут составить не менее 3 трлн тенге, — отметила она.
Она отметила, что по Национальному фонду объём налоговых поступлений составил 6 трлн тенге, что на 1,6 трлн тенге ниже плана. Данные потери компенсированы за счёт рекордной доходности Национального фонда, которая составила 11,4% за 2023 год. Ковенанты не нефтяного дефицита номинально соблюдены на уровне 7,3% ВВП. При этом в расчётах не учитывается природа поступивших дополнительных дивидендов в бюджет от продажи активов, с учётом которых этот показатель составляет 8,2%.
Долг правительства на 1 января 2024 года составил 25 трлн тенге. В структуре долга 72% составляет внутреннее заимствование, направляемое на финансирование дефицита бюджета. Необходимо отметить, что выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с вознаграждением и с учётом базовой ставки Нацбанка, что повлияло на значительный рост расходов на обслуживание долга, — уверяет Савельева.
Она отметила, что в целом на погашение и обслуживание займов в 2023 году направлено 4,3 трлн тенге, или 28% от всех доходов бюджета. В структуре расходов порядка 70% всех затрат приходится на социальную сферу и общегосударственные расходы, включая субвенции регионам и обслуживание долга. Общие трансферты регионам превысили 7 трлн тенге. Соответственно, при сохраняющейся зависимости доходов бюджета от внешних факторов уязвимость данных сфер может усиливаться.
Республиканский бюджет в течение года один раз уточнялся и семь раз корректировался. При этом расходы не исполнены на сумму порядка 100 миллиардов тенге, из них 27 миллиардов — это экономия, включая остаток по резерву, и 73 миллиарда — неосвоение. Наибольшая сумма неосвоения у Министерства финансов — 28 миллиардов тенге, из которых 22 миллиарда по проекту модернизации и технического дооснащения пунктов пропуска на границе, реализуемого за счёт средств займа, — подчеркнула Савельева.
Она считает, что это показательный пример, который отражает общие проблемы по исполнению расходной части бюджета: отставание от графика работ по инвестпроектам, неисполнение договорных обязательств поставщиками, долгие процедуры согласования, а также низкая эффективность при высоких затратах бюджета при реализации заёмных проектов.
Это касается и автодорожной отрасли, где неоднократное продление сроков реализации проектов и пересмотр ПСД стали хроническими проблемами. В результате фактические затраты на дороги с привлечением займов обходятся бюджету в 2-3 раза дороже, — отмечает она.
По ее словам, высшая аудиторская палата указывает на многочисленные факты отсутствия взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов. Причём такие расхождения могут быть разнонаправленными: при сокращении расходов показатели улучшаются, при увеличении расходов — уменьшаются или остаются без изменений.
Так, например, по Министерству туризма и спорта при сокращении количества участников в спортивных мероприятиях почти в два раза фактические затраты превысили ранее утверждённые в 1,7 раза. И это не единичный факт, — отмечает она.
Планирование показателей зачастую осуществляется в комфортных для исполнения значениях. Кроме того, из 177 макроиндикаторов не достигнуто 22, и отсутствуют данные об исполнении по 86, что в целом составляет более 60% от всех макроиндикаторов. Данный факт указывает на отсутствие полной и объективной информации о работе государственных органов по исполнению бюджета.
С учетом совершенствования системы государственной статистики и проводимой масштабной оцифровки, считаем необходимым правительству совместно с Бюро национальной статистики пересмотреть сроки подготовки данных, привязанных к оценке исполнения макроиндикаторов, — считает Савельева.
Она говорит, что сохраняются системные проблемы в деятельности квазигосударственного сектора.
Первое — это зависимость от бюджета. В 2023 году объем финансирования субъектов квазисектора превысил 1 трлн тенге. При этом объем неиспользованных средств составил 118 млрд с увеличением в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2021-2022 годов.
Второе. Система закупок не обеспечивает добросовестную конкуренцию. В 2023 году объем закупок способом из одного источника вырос более чем в три раза, и сегодня этот вопрос поднимался. Как пояснили представители квазисектора, это произошло ввиду отсутствия альтернатив на рынке и изменения методологии в начале 2022 года.
Третье. Освобождение от выплаты дивидендов. В 2022 году объем чистого дохода в субъектах квазисектора увеличился на 33%, составив 2,5 трлн тенге. В свою очередь в бюджет поступило 261 млрд в виде дивидендов, что составляет 10,4% от чистого дохода. В 2021 году этот показатель составлял 12,7%. С учетом указанных фактов, считаем необходимым поставить вопрос об установлении твердых показателей по размерам дивидендов, подлежащих уплате в бюджет от всех субъектов квазисектора, включая «Самрук-Казына» и «Байтерек», на уровне закона и в объеме не менее 50% от чистого дохода.
Ежегодно депутатами поднимается вопрос об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на проведение различных исследований, опросов и оказания консалтинговых услуг. Указанные расходы не раз сокращались по инициативе депутатов в ходе рассмотрения проектов бюджета. Несмотря на это, в 2023 году данные расходы выросли более чем в два раза.
Зачастую через проведение исследований и оказание консалтинговых услуг государственные органы делегируют свои функциональные обязанности подведомственным организациям. Ситуация складывается таким образом, что государственные служащие не могут ни сформировать качественные индикаторы с привязкой к бюджетным затратам, ни обеспечить аналитическую часть своей работы, — говорит она.
По ее словам, переход на факторно-бальную систему оплаты труда фактически не повлиял на эффективность работы госслужащих, при том, что за два года дополнительные денежные выплаты в качестве поощрения выросли в два раза. В этой связи правительству совместно с агентством по делам государственной службы необходимо выработать и внедрить новые подходы по повышению эффективности работы госаппарата, которые позволят государственным органам исполнять свои функциональные обязанности без привлечения сторонних организаций.
Резюмируя рассмотрение отчета правительства на заседаниях рабочей группы, необходимо отметить, что факты неэффективного исполнения бюджета в виде некачественной проработки на этапе планирования, слабого администрирования и межведомственного взаимодействия сохраняются, — отметила Савельева.