Лидер фракции партии Respublica Айдарбек Кожаназаров выссказался по отчетам Правительства Республики Казахстан и Высшей аудиторской палаты о выполнении республиканского бюджета за 2023 год. Он отметил, что в 2023 году налоговые льготы привели к потерям в размере 9,6 триллиона тенге, из которых 2,2 триллиона тенге пришлись на банки и финансовые организации, передает Bizmedia.kz.
В своём выступлении Кожаназаров остановился на ряде вопросов, связанных с представленным отчётом и итогами. В реализации бюджета третьего квартала 2023 года, наряду с достижениями, имеются сложные проблемы.
Первое, правительство сообщает об увеличении показателей роста доходов. Но, в конечном итоге, рост коммунальных тарифов, зависимость от импорта и снижение конкуренции в частных секторах это нивелируют. Примером может служить увеличение тарифов на электроэнергию для предпринимателей на 48% в этом году, — начал Кожаназаров.
Он говорит, что правительство утверждает, что поручение президента о создании качественных, то есть долгосрочных рабочих мест выполнено на должном уровне. Однако, 90% рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства временные, а 81% рабочих мест в агросекторе — сезонные, то есть временные доходы.
Хочу отдельно остановиться на инвестиционных проектах. В информации по проектам не указано текущее состояние инвестиционных проектов, получивших льготные кредиты из государственного бюджета, их выход на мощность, создание рабочих мест и налоговые платежи, — говорит Кожаназаров.
Он отмечает, что, к сожалению, правительство до сих пор не обеспечило прозрачность системы мониторинга. Складывается впечатление, что правительству не нужны результаты научных исследований. Ежегодно на научные исследования тратится более 200 миллиардов тенге. Нужны ли правительству их результаты?
Приведу пример. Для улучшения семеноводства в нашей стране было выделено 585 миллионов тенге на программу исследований. Наши учёные трудились три года. В результате реализации предложенной системы фермеры могли бы ежегодно получать доход в размере 2 миллиардов долларов от выращивания семян картофеля. Нидерланды используют этот метод более 50 лет и получают доходы. Однако законопроект, предусматривающий введение системы саморегулирования в семенной отрасли, предложенной на основе этого исследования, не получил поддержки со стороны правительства, — Кожаназаров.
Он отметил, что высшая аудиторская палата должна признать, что исследовательские работы были неэффективными или правительство должно открыто заявить, что не хочет улучшать экономическое положение фермеров.
Затрону и вопрос наполнения бюджета. В прошлом году налоговые льготы привели к потерям в размере 9,6 триллиона тенге, из которых 2,2 триллиона тенге пришлось на банки и финансовые организации. В то время как на сельское хозяйство выделяется 300 миллиардов тенге, это несопоставимо с 2,2 триллионами тенге для банков и финансовых организаций. Почему такие огромные средства не направляются на поддержание слабеющих отраслей экономики? — резонно спросил Кожаназаров.
Далее он перешел к отчёту Высшей аудиторской палаты. Для чего была создана Высшая аудиторская палата, спросил он? В прошлом году палата представила 32 крупные предложения по системному улучшению государственного бюджета. Также, при подготовке бюджета, палата отметила необходимость сокращения расходов более чем на 1 триллион тенге. Когда мы увидим результаты этих предложений? Должна ли Высшая аудиторская палата всегда соглашаться с позицией правительства?
Примеры нецелевого использования бюджетных средств также имеются. В прошлом году нашествие саранчи, вы все помните, тогда Министерство сельского хозяйства отрицало проблему. Но в результате нашего расследования выяснилось, что средства на борьбу с саранчой были выделены поздно и доставлены в регионы с опозданием, — говорит он. — Неужели мы, граждане этой страны, должны сами контролировать, проверять и выполнять работу, которая не была сделана Высшей аудиторской палатой?
В заключение он сказал, что, одобряя представленный отчёт, правительство должно наладить работу по устранению вышеупомянутых проблем в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом и другими гражданами, учитывая их мнение.