Член фракции ОСДП Ажар Сагандыкова направила депутатский запрос премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам аптечных маркировок, где затрагиваются вопросы национальной безопасности и коммерческой тайны, передает Bizmedia.kz.
В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 10 сентября номер 568 об определении перечня товаров, подлежащих маркировке, лекарственные средства подлежат маркировке.
Согласно пункту 11 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 12 апреля «О регулировании торговой деятельности», правительство наделено компетенцией определять перечень товаров, подлежащих маркировке.
Маркировка — это специально зашифрованная метка на товаре, которая содержит информацию о производителе, серийный номер и код защиты от взлома. Знак наносится в виде дейтметрикс-кода.
В связи с высоким уровнем контрабандной и контрафактной продукции на рынке Казахстана, приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 января 2021 года утверждены правила маркировки и прослеживаемости лекарственных средств и маркировки медицинских изделий.
Каким же способом можно проследить движение лекарственных средств и медицинских изделий? Только благодаря интеграции учетных систем всех участников процесса, то есть от производителя до оптовой компании и розничной реализации.
Прошу обратить внимание правительства на статью 28 ПК РК. В пункте 2 этой статьи сказано: «Субъект предпринимательства определяет круг лиц, имеющих право свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну». А в пункте 1 этой же статьи сказано, что охрана коммерческой тайны заключается в запрете незаконного получения, распространения либо использования информации, составляющей коммерческую тайну.
Субъекты предпринимательства относят информацию об остатках на складе, контрагентах, объеме закупаемой продукции и прочее к коммерческой тайне. Однако в случае интеграции учетной системы участников в процесс работы организации «Казахтелеком», которая использует программное обеспечение иностранных государств, коммерческая тайна наших отечественных компаний будет доступна иностранцам.
Считаю это прямым нарушением их прав на тайну коммерческой информации. Более того, данный факт может негативно сказаться на национальной безопасности страны, так как, обладая информацией об остатках всего Казахстана по тому или иному препарату, можно легко создавать искусственный дефицит.
К примеру, наши оптовые компании делают заявку на препарат за 40 дней и производят оплату. Завод-изготовитель данную заявку пересылает в Министерство своего государства и ждет одобрения. Зачем правительство загоняет высшее руководство страны под политическую зависимость иностранного государства?
Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным из постановления правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2020 года номер 568 об определении перечня товаров, подлежащих маркировке, исключить лекарственные средства и медицинские изделия.