Мажилис одобрил Соглашение о Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) между Казахстаном и Китаем, заключенное в Пекине 17 октября 2023 года. Этот документ усилит сотрудничество в области контейнерных перевозок для экспорта, импорта и транзита через обе страны, сообщает Bizmedia.kz.
Соглашение предполагает увеличение объема грузоперевозок по ТМТМ, обмен данными по отслеживанию подвижного состава, привлечение финансирования со стороны Китая для инфраструктурных проектов и обеспечение транзитных перевозок.
В 2023 году наблюдалось 39% сокращение контейнерных перевозок по ТМТМ, составив 20,5 тыс. ДФЭ по сравнению с 33,6 тыс. ДФЭ в 2022 году. Однако за первые четыре месяца 2024 года контейнерные перевозки выросли на 70,4%, достигнув 10,4 тыс. ДФЭ.
По оценкам ЕБРР, при реализации инвестиционных проектов и обеспечении бесперебойной связи объем контейнерных перевозок по ТМТМ к 2040 году может достигнуть 470 тыс. контейнеров в ДФЭ, а с учетом Центральной Азии — свыше 800 тыс. ДФЭ.
ТМТМ представляет собой значительный потенциал для прямых поставок товаров из Азии в Европу, включая нефть, металлы, зерно, химикаты и другие. В обратном направлении преобладают товары народного потребления, продукты и различные металлы. В транзитном направлении также доминируют товары народного потребления, продукты, зерно и строительные материалы.
Доклад Министра транспорта Марата Карабаева по законопроекту «О ратификации соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута, включая контейнерные поезда по маршруту Китай – Европа».
Вашему вниманию предлагается проект закона Республики Казахстан о ратификации соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики о развитии контейнерных поездов по международному Транскаспийскому транспортному маршруту, включая контейнерные поезда на маршруте Китай-Европа.
Соглашение направлено на дальнейшее развитие сотрудничества между двумя странами по увеличению экспортных, импортных и транзитных перевозок контейнерными поездами. Оно предусматривает ежегодное прогнозирование объема грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, а также обмен данными по мониторингу подвижного состава между двумя странами. Проект направлен на развитие торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем и позволит увеличить объем грузоперевозок между странами.
В 2023 году объем перевозок через Каспийское море составил 20000 контейнеров. По итогам первых четырех месяцев этого года объем составил 30000 контейнеров, что на 70% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Уважаемые депутаты, уважаемый Ерлан Жаканович. Возникли вопросы о различиях между двумя соглашениями. Настоящее соглашение направлено исключительно на развитие контейнерных перевозок. Особенность этого соглашения заключается в том, что китайская сторона берет на себя обязательства по загрузке контейнерных поездов в определенном объеме. Другие поезда не подпадают под это обязательство. В рамках реализации норм данного соглашения будет создана совместная рабочая группа по транспортировке грузов через этот коридор, которая будет утверждать гарантированные объемы грузоперевозок.
Принятие законопроекта не требует дополнительных финансовых затрат и не окажет негативного социально-экономического воздействия.
Дополнительный доклад члена комитета по экономической реформе и региональному развитию Мукаша Ескендирова по законопроекту «О ратификации соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута, включая контейнерные поезда на маршруте Китай — Европа».
Это соглашение нацелено на углубление сотрудничества в сфере контейнерных перевозок между двумя странами, включая экспорт, импорт и транзит. Оно также охватывает обмен руководящим персоналом для мониторинга подвижного состава и поддержку финансирования инфраструктурных проектов Транскаспийского маршрута из Китая, а также ежегодное прогнозирование объёмов перевозок.
Министр транспорта Марат Каримжанович подробно изложил проект закона. Уважаемые депутаты, по данному законопроекту были проведены рабочая группа и расширенное заседание комитета. Постоянные комитеты Мажилиса Парламента предоставили свои заключения по законопроекту.
В связи с этим предлагается принять данный закон и направить его в Сенат Парламента Республики Казахстан.