В Казахстане мопеды будут приравнены к автомобилям, сколько будет стоить обязательное страхование для владельцев скутеров, передает Bizmedia.kz.
Теперь мопеды в Казахстане будут официально считаться транспортными средствами. Владельцев скутеров обязуют зарегистрировать свои транспортные средства и установить на них государственные номера, как это уже требуется для автомобилей и мотоциклов.
15 мая Мажилис во втором чтении одобрил поправки в закон «О дорожном движении» и Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся организации движения некоторых видов транспорта и цифровизации безопасности дорожного движения.
Это изменение было вызвано беспорядком, который создают водители мопедов на дорогах казахстанских городов, особенно в Алматы. По данным департамента полиции Алматы, с начала года в городе было зафиксировано 7522 нарушения ПДД, совершенные водителями скутеров, а также 301 ДТП с участием мопедов, в результате которых погибли три человека.
«Нередки факты, когда владельцы мопедов используют установку прямотоков, что влияет на покой граждан, особенно в ночное время суток и устраивают несанкционированные гонки, а также групповые неорганизованные передвижения с грубыми нарушениями правил маневрирования и скоростного режима. Это вызывает справедливые нарекания и жалобы со стороны граждан и других участников дорожного движения», — отмечают в департаменте полиции Алматы.
Для регистрации на государственном учете мопеды потребуется обладать водительским удостоверением категории «А1», ежегодно проходить техосмотр и оформлять обязательное автострахование, аналогично владельцам автомобилей и мотоциклов.
В Алматы полис обязательного автострахования на мотоцикл стоит в среднем около 10 тысяч тенге для водителей с 13 классом и 21 тысячу тенге для 3 класса. Стоимость страховки для мопедов будет схожей, возможно с учетом поправочного коэффициента из-за особенностей вождения.
«За рулем мопедов зачастую совсем молодые ребята, как правило, курьеры, которые плохо знают правила дорожного движения и агрессивно ведут себя на дороге, что является риском возникновения ДТП и страхового случая. Основной риск – это нанесение вреда жизни и здоровью. При этом скутеры имеют намного меньший размер, скорость и мощность, чем автомобили или мотоциклы и при столкновении они наносят ущерб значительно меньше других транспортных средств. Все эти факторы будут учитываться при формировании тарифов на автостраховку», — говорит заместитель председателя правления СК «Jusan Garant» Чингис Амиржанов
В компании Jusan Garant считают, что страховым организациям потребуется от трех до шести месяцев на разработку и утверждение норм и правил для страхования мопедов. Благодаря опыту работы с мототранспортом, адаптация под мопеды пройдет быстро и без значительных изменений. С учетом того, что новые требования для скутеров начнут действовать через полгода после принятия закона, у страховщиков будет достаточно времени для создания соответствующих страховых продуктов для новых участников дорожного движения.
Что случилось
17 апреля 2024 года парламент в первом чтении одобрил проект закона «О внесении изменений в Закон РК «О дорожном движении», который затрагивает вопросы организации движения отдельных ТС и цифровизации дорожной безопасности.
15 мая пройдет второе чтение. Вероятность того, что законопроект будет принят, велика.
Мопеды с объемом двигателя менее 50 куб. см будут считаться механическими ТС и потребуют государственной регистрации с выдачей номеров.
Владельцы мопедов будут признаны водителями и обязаны:
- Регистрировать ТС в уполномоченном органе;
- Получать водительские права категории А1 (для водителей категорий А, В и С права А1 будут выданы автоматически без дополнительного обучения);
- Проходить ежегодный техосмотр;
- Оформлять страхование ответственности.
Чтобы избежать проблем с регистрацией уже завезенных мопедов, требования вступят в силу через шесть месяцев после подписания закона, предоставляя время для «легализации» транспорта.
Требование о наличии прав также будет отложено на шесть месяцев, давая время на их получение.