Большие поступления в бюджет: почему в РК не отменят утильсбор

Министр обсудил с депутатами и активистами вопросы утилизационных сборов, передает Bizmedia.kz.

Канат Шарлапаев, министр промышленности и строительства Республики Казахстан, провел встречу с парламентариями Мажилиса Парламента РК Нартаем Сарсенгалиевым и Наурызом Сайлаубай, а также с активистами из разных регионов Казахстана. Основной темой встречи стал пересмотр сборов за утилизацию автомобилей и сельскохозяйственной техники, а также первичную регистрацию транспортных средств.

Министр Шарлапаев отметил важность утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию для стимулирования спроса на новые автомобили. Он подчеркнул, что отмена этих сборов может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям для страны.

Ключевые аргументы в поддержку утилизационных сборов и первичной регистрации:

  1. Экономическая стабильность: Введение утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию в 2016 году способствовало нивелированию снижения импортных пошлин на новые и б/у автомобили, что стимулировало развитие автопрома в Казахстане. В 2023 году было произведено около 148 тысяч транспортных средств, из которых 71% составили отечественные авто, а объем инвестиций в автопром достиг 35,8 млрд тенге.
  2. Обновление автопарка: Дифференцированный сбор за первичную регистрацию автомобилей способствует обновлению автопарка. Ставка сбора для машин до 2 лет составляет 923 тенге, что поддерживает политику омоложения автопарка.
  3. Экологическая устойчивость: Утилизационный сбор способствует приобретению и производству экологически чистых автомобилей, соблюдению международных обязательств и улучшению экологической ситуации.
  4. Социальная значимость: В автомобильной промышленности и смежных отраслях Казахстана занято около 15,5 тысяч человек, с планами создания дополнительных 7,3 тысячи рабочих мест. Отмена сборов может привести к потере рабочих мест и остановке развития отрасли.
  5. Технологическое развитие: Утилизационный сбор поддерживает технологическое развитие и инновации, способствуя производству компонентов для автопрома и увеличению конкурентоспособности отечественных производителей.

Министр отметил, что снижение утилизационного сбора на 50% в 2022 году привело к увеличению количества старых автомобилей, что негативно сказалось на структуре автопарка и безопасности на дорогах.

Для наглядного примера сравним утилизационные сборы в Казахстане и других странах:

• В Казахстане сбор на легковые автомобили варьируется от 0 до 2,1 млн тенге в зависимости от объема двигателя.

• В России сбор достигает до 8,3 млн тенге.

• В Беларуси – до 7,8 млн тенге.

• В Узбекистане – до 5,9 млн тенге.

Перспективы роста автомобильной промышленности:

• Запуск трех крупных автомобильных производств (KIA Qazaqstan, Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, Orbis Kazakhstan) с общим объемом выпуска 240 тысяч единиц.

• Внедрение 10 проектов по производству компонентов до конца 2025 года, что позволит уменьшить себестоимость продукции.

• Общий объем инвестиций в новые проекты превысит 760 млрд тенге.

Министр подчеркнул положительное влияние утилизационного сбора на экономику. За 2018-2022 гг. налоговые поступления составили 68,5 млрд тенге, а за 2023 год – 47,5 млрд тенге, что на 76% больше показателей 2022 года.

Министр предложил думать о долгосрочном развитии экономики и будущем поколении. Правительство продолжит оптимизацию и повышение эффективности использования средств от утилизационного платежа, а также обеспечение устойчивого развития автомобильной промышленности и экономики Казахстана в целом.

«Отмена утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию может привести к потере рабочих мест и разрушению отрасли. Мы должны думать о будущем. Утилизационный сбор улучшает экологическое состояние и способствует обновлению автопарка Казахстана. Он является частью стратегии устойчивого развития страны,» — отметил Министр Канат Шарлапаев.

Вчера сенатор Али Бектаев выразил мнение о необходимости отмены утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику в Казахстане. В ходе заседания палаты он подчеркнул актуальные проблемы износа и нехватки сельхозтехники в стране. По его данным, в Казахстане изношены 76% всей сельхозтехники, а на полях не хватает 65 тысяч тракторов и 43 тысячи комбайнов.

В стране работают 10 заводов по производству сельскохозяйственной техники и 8 предприятий по самоходной технике, но казахстанское содержание в тракторах и комбайнах всего 42-44%. Основные запчасти импортируются, что делает продукцию дорогой и недоступной для аграриев. Легкие сельхозустройства и оборудование для кормозаготовки также производятся за рубежом. Почему мы не можем производить эту простую технику? Есть ли в Казахстане политика развития аграрного машиностроения? — спросил Али Бектаев.

Бектаев отметил, что в стране действительно работают производственные предприятия сельхозтехники, но уровень локализации в них недостаточен. Импорт комплектующих делает технику дорогой для местных фермеров. Сельхозустройства и оборудование для кормозаготовки также преимущественно закупаются за рубежом.

По его мнению, именно это обусловливает высокую стоимость конечной продукции, делая её недоступной для аграриев.

«Большинство легких сельскохозяйственных устройств и оборудования для заготовки кормов, сеносборники и сеялки производятся за рубежом, – отметил сенатор.

Он также подчеркнул, что высокая стоимость утилизационного сбора за новую технику вынуждает сельхозпроизводителей эксплуатировать и ремонтировать устаревшие машины.

По состоянию на 2024 год объем утильсбора составляет от 370 тысяч до 7,3 миллиона тенге за трактор и от 1,6 до 8,3 миллиона тенге за комбайн. Для крестьян это значительные суммы. Хозяйства, которые не могут оплатить утильсбор, перестали приобретать новую технику. Сеют и собирают урожай на старой технике, используют устаревшие машины на запчасти, а оставшееся сдают в металлолом. Какова в этом процесс роль «Жасыл даму», собирающего деньги за утильсбор? Считаю, что государство не проиграет, если откажется от утильсбора с сельскохозяйственной техники, — предложил сенатор.

На 2024 год размер утилизационного сбора варьируется от 370 тысяч до 7,3 миллиона тенге за трактор и от 1,6 до 8,3 миллиона тенге за комбайн. Для многих фермерских хозяйств такие суммы непосильны, и они вынуждены использовать старую технику или разбирать ее на запчасти, сдавая остатки в металлолом.

Также Министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев рассказал о предпринимаемых мерах по утилизационному сбору в Казахстане.

На правительственном брифинге он ответил на вопросы прессы, выражавшей обеспокоенность граждан по поводу продолжающегося сбора утилизационного налога, несмотря на остановку заводов.

Министр сообщил, что один из заводов передается в государственную собственность, и скоро будет решено его дальнейшее назначение. Также разрабатывается новая программа утилизации, направленная на устранение монополии в сборе и переработке черного металла.

Эта программа откроет возможности для компаний с соответствующей специализацией участвовать в утилизации транспортных средств и специальной техники, отметил Нысанбаев.

Продолжая тему:
#Канат Шарлапаев #Министерство промышленности и строительства РК #Налоги #Отмена #Утильсбор
Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
22 ноября 2024 в 21:09
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
22 ноября 2024 в 21:03
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15