В казахстанских вузах начата отдельная программа подготовки специалистов в дорожной отрасли

В текущем обсуждении актуальной в Казахстане стоит проблематика недостатка специалистов в сфере строительства дорог. Инициативы по её решению активно обсуждаются представителями Министерства транспорта и опытными профессионалами отрасли, сообщает Bizmedia.kz.

Одно из предложений заключается в восстановлении уникальной образовательной программы по подготовке высококвалифицированных дорожных инженеров с государственной поддержкой в виде целевых грантов.

«В течение многих лет наше направление объединяли в одну группу с другими строительными дисциплинами, как-то градостроительство, производство строительных материалов, инженерные коммуникации и другие, связывая их общим знаменателем строительства», — делится Гулжамал Умарова, руководитель Центра развития компетенций АО «КаздорНИИ».

Такой способ организации обучения не позволял студентам углубленно изучить и освоить конкретное направление, из-за чего многие выпускники предпочитали более привлекательные сектора, не связанные со строительством дорог. Исследование, проведенное Центром развития компетенций, выявило, что большинство окончивших высшие учебные заведения выбирают работу за пределами дорожной индустрии. Для привлечения молодежи к дорожному строительству предложено выделить специальную категорию в учебных планах, выделяя дорожное строительство как отдельную специальность.

В 2023 году была проделана значительная совместная работа между Министерством транспорта, Министерством науки, а также КаздорНИИ по вопросу возобновления уникальной образовательной программы по направлению «Транспортное строительство».

Как уточнила Умарова, достигнутые результаты вызывают удовлетворение, поскольку была выделена отдельная специальность, и существует ожидание выделения государственных грантов МНВО в необходимом объеме. Оценка потребности в специалистах, проведенная в феврале-марте, показала, что в секторе дорожного строительства сегодня необходимо около 1,5 тысяч квалифицированных работников.

К началу года по указанию министра транспорта Комитет по автомобильным дорогам создал специализированную рабочую группу, куда вошли как сотрудники министерства, так и представители АО «КаздорНИИ», НК «Казавтожол», и Национального центра качества дорожных активов. В феврале данная группа посетила несколько высших учебных заведений города Алматы, чтобы закрепить стратегические связи с академическими кругами и обдумать будущее автодорожной отрасли.

Важно заметить, что для преодоления нехватки профессиональных кадров в прошлом году научный институт ввел в эксплуатацию цифровой банк данных работников дорожной отрасли. Это цифровая платформа Jolshy будет аккумулировать информацию о профессиональных дорожниках, начиная от недавних выпускников и заканчивая опытными специалистами, занимающимися строительством, проектированием и обслуживанием автомобильных дорог. Платформа будет включать в себя данные о квалификации, опыт работы, наличие сертификатов о повышении квалификации и другую необходимую информацию. Для работодателей также будет доступна функция поиска и подбора необходимых специалистов.

На данный момент продолжается процесс заполнения данной базы и ее интеграция с другими государственными системами, при этом запуск в пробную эксплуатацию планируется в скором времени.

В рамках обсуждения в Мажилисе представила свои аргументы депутат Екатерина Смышляева по поводу отмены наказаний для автомобилистов, не использующих дневные ходовые огни в условиях городской среды. Дискуссия развернулась вокруг вопроса, необходимо ли продолжать штрафовать за несоблюдение данного требования. В центре спора оказался тот факт, что обязанность включать освещение в дневное время вызывает ряд нареканий от водителей, сопровождающихся штрафными санкциями. В ответ на поднятый вопрос депутатом Нартай Сарсенгалиевым обсуждались возможности исключения таких мер из законодательных актов.

Екатерина Смышляева подчеркнула, что целью использования дневных световых индикаторов является увеличение видимости транспортных средств в дневное время, что способствует лучшему восприятию их габаритов и, как следствие, повышению безопасности на дорогах. Она отметила, что анализ ситуации выявил преимущественное использование предупреждающих мер вместо штрафов, которые применялись только в крайних случаях. В связи с этим было выдвинуто предложение о признании предупреждений эффективным инструментом в городских условиях, в то время как на автомагистралях предписания оставят без изменений.

Отдельно стоит отметить, что инициатива по изменениям в законодательстве, затрагивающая как организацию дорожного движения, так и его цифровизацию, нашла поддержку среди депутатов Мажилиса уже на стадии первого чтения.

Продолжая тему:
#Дорога #КазАвтоЖол #Казахстан #КаздорНИИ #Образование #Ремонт дороги #Строительство
Qazstat: в 5 раз вырос объем торговли БАДами за последний год
30 июня 2025 в 21:11
Уходит на пике. Почему Home Credit решил продаться Forte — мнение
27 июня 2025 в 12:16
Вполне реально: Смадияров об угрозе смертной казни для двух казахстанцам в Индонезии
30 июня 2025 в 20:29
Курсы валют в обменниках Алматы, Астаны и Шымкента на 29 июня
29 июня 2025 в 10:51
В Алматы временно будет перекрыт участок улицы Желтоксан
30 июня 2025 в 19:58
Назван идеальный уровень сахара для долгой жизни — данные ученых
27 июня 2025 в 13:47
Тәркіленген криптоактивтер жағдайы Ұлттық банк пен Бас прокуратураны алаңдата бастады: шешім қандай?
30 июня 2025 в 19:40
С 2026 года в Казахстане повысят пенсии и соцвыплаты
27 июня 2025 в 14:17
Топали ногами и скандалили: Смадияров о застрявших в Катаре казахстанцах
30 июня 2025 в 19:32
Остановить старение? Ученые назвали витамин, который творит чудеса с кожей
26 июня 2025 в 11:06
В Алматы ежедневно обрабатываются деревья от вязовых клопов
30 июня 2025 в 19:23
Ставки по несрочным депозитам выросли — один из банков поднял до 15,2%
27 июня 2025 в 17:08
Утверждены Правила лизинга и микрокредитования для сельской местности и малых городов
30 июня 2025 в 18:55
В Home Credit Bank пояснили свою продажу ForteBank
27 июня 2025 в 10:54
Ассоциация фермеров Казахстана не согласна с тем, что уровень господдержки сельского хозяйства недостаточен
30 июня 2025 в 18:45
Минимальная зарплата в Казахстане вырастет до 90 тысяч
27 июня 2025 в 14:06
Алтын кеніміз қытайға өткелі тұр
30 июня 2025 в 18:20
Прогноз погоды на конец июня и начало июля в Казахстане
29 июня 2025 в 12:11
Импорт сүт өнімдеріне деген тәуелділік деңгейі қозғалмай тұр
30 июня 2025 в 18:12
В Атырауской области начали строительство завода по переработке сжиженного газа
29 июня 2025 в 15:26
АФМ: Операторы сотовой связи будут относиться к субъектам финансового мониторинга
30 июня 2025 в 18:05
Ночная потливость — не просто симптом: медик предупредил об опасном виде рака
3 июня 2025 в 12:25
Экс-судью подозреаают с мошенничестве
30 июня 2025 в 17:41
В воскресенье Казахстан будет в дождях, грозах и сильном ветре
28 июня 2025 в 17:27