В казахстанских вузах начата отдельная программа подготовки специалистов в дорожной отрасли

В текущем обсуждении актуальной в Казахстане стоит проблематика недостатка специалистов в сфере строительства дорог. Инициативы по её решению активно обсуждаются представителями Министерства транспорта и опытными профессионалами отрасли, сообщает Bizmedia.kz.

Одно из предложений заключается в восстановлении уникальной образовательной программы по подготовке высококвалифицированных дорожных инженеров с государственной поддержкой в виде целевых грантов.

«В течение многих лет наше направление объединяли в одну группу с другими строительными дисциплинами, как-то градостроительство, производство строительных материалов, инженерные коммуникации и другие, связывая их общим знаменателем строительства», — делится Гулжамал Умарова, руководитель Центра развития компетенций АО «КаздорНИИ».

Такой способ организации обучения не позволял студентам углубленно изучить и освоить конкретное направление, из-за чего многие выпускники предпочитали более привлекательные сектора, не связанные со строительством дорог. Исследование, проведенное Центром развития компетенций, выявило, что большинство окончивших высшие учебные заведения выбирают работу за пределами дорожной индустрии. Для привлечения молодежи к дорожному строительству предложено выделить специальную категорию в учебных планах, выделяя дорожное строительство как отдельную специальность.

В 2023 году была проделана значительная совместная работа между Министерством транспорта, Министерством науки, а также КаздорНИИ по вопросу возобновления уникальной образовательной программы по направлению «Транспортное строительство».

Как уточнила Умарова, достигнутые результаты вызывают удовлетворение, поскольку была выделена отдельная специальность, и существует ожидание выделения государственных грантов МНВО в необходимом объеме. Оценка потребности в специалистах, проведенная в феврале-марте, показала, что в секторе дорожного строительства сегодня необходимо около 1,5 тысяч квалифицированных работников.

К началу года по указанию министра транспорта Комитет по автомобильным дорогам создал специализированную рабочую группу, куда вошли как сотрудники министерства, так и представители АО «КаздорНИИ», НК «Казавтожол», и Национального центра качества дорожных активов. В феврале данная группа посетила несколько высших учебных заведений города Алматы, чтобы закрепить стратегические связи с академическими кругами и обдумать будущее автодорожной отрасли.

Важно заметить, что для преодоления нехватки профессиональных кадров в прошлом году научный институт ввел в эксплуатацию цифровой банк данных работников дорожной отрасли. Это цифровая платформа Jolshy будет аккумулировать информацию о профессиональных дорожниках, начиная от недавних выпускников и заканчивая опытными специалистами, занимающимися строительством, проектированием и обслуживанием автомобильных дорог. Платформа будет включать в себя данные о квалификации, опыт работы, наличие сертификатов о повышении квалификации и другую необходимую информацию. Для работодателей также будет доступна функция поиска и подбора необходимых специалистов.

На данный момент продолжается процесс заполнения данной базы и ее интеграция с другими государственными системами, при этом запуск в пробную эксплуатацию планируется в скором времени.

В рамках обсуждения в Мажилисе представила свои аргументы депутат Екатерина Смышляева по поводу отмены наказаний для автомобилистов, не использующих дневные ходовые огни в условиях городской среды. Дискуссия развернулась вокруг вопроса, необходимо ли продолжать штрафовать за несоблюдение данного требования. В центре спора оказался тот факт, что обязанность включать освещение в дневное время вызывает ряд нареканий от водителей, сопровождающихся штрафными санкциями. В ответ на поднятый вопрос депутатом Нартай Сарсенгалиевым обсуждались возможности исключения таких мер из законодательных актов.

Екатерина Смышляева подчеркнула, что целью использования дневных световых индикаторов является увеличение видимости транспортных средств в дневное время, что способствует лучшему восприятию их габаритов и, как следствие, повышению безопасности на дорогах. Она отметила, что анализ ситуации выявил преимущественное использование предупреждающих мер вместо штрафов, которые применялись только в крайних случаях. В связи с этим было выдвинуто предложение о признании предупреждений эффективным инструментом в городских условиях, в то время как на автомагистралях предписания оставят без изменений.

Отдельно стоит отметить, что инициатива по изменениям в законодательстве, затрагивающая как организацию дорожного движения, так и его цифровизацию, нашла поддержку среди депутатов Мажилиса уже на стадии первого чтения.

Продолжая тему:
#Дорога #КазАвтоЖол #Казахстан #КаздорНИИ #Образование #Ремонт дороги #Строительство
Завод по производству автокомпонентов строится в Костанайской области
7 июня 2025 в 16:33
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
В Министерстве обороны прокомментировали рейды на призывников
7 июня 2025 в 16:05
Ночная потливость — не просто симптом: медик предупредил об опасном виде рака
3 июня 2025 в 12:25
До 4 млн тонн планируется увеличить производство удобрений в Казахстане
7 июня 2025 в 15:36
ООН даст Казахстану 280 млн долларов. Зачем?
3 июня 2025 в 19:35
Разоблачена схема хищений бюджета, выделенного на строительство домов в Атбасаре
7 июня 2025 в 15:02
Сколько стоит мясо в Казахстане накануне Курбан айта
5 июня 2025 в 10:41
Казахстанский гимнаст Нариман Курбанов стал трехкратным чемпионом Азии
7 июня 2025 в 14:29
В Казахстан на отдых и реабилитацию прибыли дети из Украины
3 июня 2025 в 13:07
Свыше 1 млрд юаней будет инвестировано в Фонд развития промышленности Казахстана
7 июня 2025 в 13:54
Из Караганды запущен прямой международный рейс в Стамбул
4 июня 2025 в 17:04
Алматинские теплосети рекомендуют горожанам соблюдать меры предосторожности с 9 по 27 июня
7 июня 2025 в 13:12
Более 4 млрд кубов воды спасают природу Северного Казахстана
6 июня 2025 в 10:37
Курсы основных валют на 7 июня
7 июня 2025 в 12:31
Около 870 миллиардов тенге — в минусе: что случилось с Нацфондом в 2025 году
3 июня 2025 в 18:14
МЧС РК: в 279 км от Алматы произошло землетрясение
7 июня 2025 в 12:11
Лидер Rammstein Тилль Линдеманн выступит в Алматы
3 июня 2025 в 17:01
Пожизненно лишен водительских прав житель области Жетiсу
7 июня 2025 в 11:50
Что заставляет нас стареть? Ученые назвали главного виновника
6 июня 2025 в 21:45
Прокуратурой Мангистау приостановлена деятельность 12 строительных компаний
7 июня 2025 в 11:28
ДУМК предупреждает: перед Курбан Айт активизировались мошенники
4 июня 2025 в 14:22
До осени в Алматы завершатся все дорожные работы
7 июня 2025 в 11:01
Минфин объяснил лимит в 1 млн тенге на мобильные переводы
3 июня 2025 в 15:57