В казахстанских вузах начата отдельная программа подготовки специалистов в дорожной отрасли

В текущем обсуждении актуальной в Казахстане стоит проблематика недостатка специалистов в сфере строительства дорог. Инициативы по её решению активно обсуждаются представителями Министерства транспорта и опытными профессионалами отрасли, сообщает Bizmedia.kz.

Одно из предложений заключается в восстановлении уникальной образовательной программы по подготовке высококвалифицированных дорожных инженеров с государственной поддержкой в виде целевых грантов.

«В течение многих лет наше направление объединяли в одну группу с другими строительными дисциплинами, как-то градостроительство, производство строительных материалов, инженерные коммуникации и другие, связывая их общим знаменателем строительства», — делится Гулжамал Умарова, руководитель Центра развития компетенций АО «КаздорНИИ».

Такой способ организации обучения не позволял студентам углубленно изучить и освоить конкретное направление, из-за чего многие выпускники предпочитали более привлекательные сектора, не связанные со строительством дорог. Исследование, проведенное Центром развития компетенций, выявило, что большинство окончивших высшие учебные заведения выбирают работу за пределами дорожной индустрии. Для привлечения молодежи к дорожному строительству предложено выделить специальную категорию в учебных планах, выделяя дорожное строительство как отдельную специальность.

В 2023 году была проделана значительная совместная работа между Министерством транспорта, Министерством науки, а также КаздорНИИ по вопросу возобновления уникальной образовательной программы по направлению «Транспортное строительство».

Как уточнила Умарова, достигнутые результаты вызывают удовлетворение, поскольку была выделена отдельная специальность, и существует ожидание выделения государственных грантов МНВО в необходимом объеме. Оценка потребности в специалистах, проведенная в феврале-марте, показала, что в секторе дорожного строительства сегодня необходимо около 1,5 тысяч квалифицированных работников.

К началу года по указанию министра транспорта Комитет по автомобильным дорогам создал специализированную рабочую группу, куда вошли как сотрудники министерства, так и представители АО «КаздорНИИ», НК «Казавтожол», и Национального центра качества дорожных активов. В феврале данная группа посетила несколько высших учебных заведений города Алматы, чтобы закрепить стратегические связи с академическими кругами и обдумать будущее автодорожной отрасли.

Важно заметить, что для преодоления нехватки профессиональных кадров в прошлом году научный институт ввел в эксплуатацию цифровой банк данных работников дорожной отрасли. Это цифровая платформа Jolshy будет аккумулировать информацию о профессиональных дорожниках, начиная от недавних выпускников и заканчивая опытными специалистами, занимающимися строительством, проектированием и обслуживанием автомобильных дорог. Платформа будет включать в себя данные о квалификации, опыт работы, наличие сертификатов о повышении квалификации и другую необходимую информацию. Для работодателей также будет доступна функция поиска и подбора необходимых специалистов.

На данный момент продолжается процесс заполнения данной базы и ее интеграция с другими государственными системами, при этом запуск в пробную эксплуатацию планируется в скором времени.

В рамках обсуждения в Мажилисе представила свои аргументы депутат Екатерина Смышляева по поводу отмены наказаний для автомобилистов, не использующих дневные ходовые огни в условиях городской среды. Дискуссия развернулась вокруг вопроса, необходимо ли продолжать штрафовать за несоблюдение данного требования. В центре спора оказался тот факт, что обязанность включать освещение в дневное время вызывает ряд нареканий от водителей, сопровождающихся штрафными санкциями. В ответ на поднятый вопрос депутатом Нартай Сарсенгалиевым обсуждались возможности исключения таких мер из законодательных актов.

Екатерина Смышляева подчеркнула, что целью использования дневных световых индикаторов является увеличение видимости транспортных средств в дневное время, что способствует лучшему восприятию их габаритов и, как следствие, повышению безопасности на дорогах. Она отметила, что анализ ситуации выявил преимущественное использование предупреждающих мер вместо штрафов, которые применялись только в крайних случаях. В связи с этим было выдвинуто предложение о признании предупреждений эффективным инструментом в городских условиях, в то время как на автомагистралях предписания оставят без изменений.

Отдельно стоит отметить, что инициатива по изменениям в законодательстве, затрагивающая как организацию дорожного движения, так и его цифровизацию, нашла поддержку среди депутатов Мажилиса уже на стадии первого чтения.

Продолжая тему:
#Дорога #КазАвтоЖол #Казахстан #КаздорНИИ #Образование #Ремонт дороги #Строительство
Ремонт ночью: улицу Богенбай батыра временно закроют для движения
27 июля 2025 в 17:29
В Алматинской области начинается масштабная перезагрузка туризма
25 июля 2025 в 17:13
В Казахстане начали действовать «кредитные каникулы» и что это значит
27 июля 2025 в 16:28
Новый взгляд на инсульт: эксперты назвали неожиданный триггер
25 июля 2025 в 13:20
На Сырдарье нашли девять нелегальных насосов
27 июля 2025 в 13:59
Вы едите бананы неправильно: названа распространённая ошибка
24 июля 2025 в 13:47
На Панфилова начался ремонт дороги
27 июля 2025 в 13:38
В Астане пьяный водитель врезался в патрульный автомобиль
25 июля 2025 в 10:57
Банк России снова снизил ключевую ставку
27 июля 2025 в 12:01
Можно ли хрустеть пальцами? Ответ врача
26 июля 2025 в 19:44
Столичные гвардейцы помогли бабушке, попавшей под дождь
27 июля 2025 в 11:19
С 2026 года в Казахстане планируется изменение налогообложения автомобилей
23 июля 2025 в 18:45
Около 350 солдат принесли воинскую присягу в воинской части 5510 города Кокшетау
27 июля 2025 в 11:16
Неделю назад было 4200: в Шымкенте говядина подорожала до 5000 тенге за кило
25 июля 2025 в 11:23
В Шымкенте наказали продавцов за необоснованное подорожание продуктов
27 июля 2025 в 10:35
Идеальный завтрак найден: названа еда, которая изменит день
24 июля 2025 в 12:31
Дедолларизация траекториясы өзгере бастады
26 июля 2025 в 17:46
БЦК запустил ипотеку под 3,5%, но пользователи в сети спорят, насколько она выгодна
26 июля 2025 в 17:14
Қазақстандықтардың бағалы бұйымдары аукционға қойылды
26 июля 2025 в 17:43
Передал карту и сел в тюрьму: в Казахстане ужесточили правила
27 июля 2025 в 17:51
Строительство магистрального газопровода «Талдыкорган – Ушарал» будет завершено раньше срока
26 июля 2025 в 16:04
Пробки закончатся? Власти назвали дату начала объездной дороги в Туркестане
25 июля 2025 в 13:06
Спасатели МЧС РК ежедневно обеспечивают безопасность граждан на Бухтарминском водохранилище
26 июля 2025 в 15:08
Вы тоже так делаете? Врач назвала вредные привычки при мытье волос
26 июля 2025 в 17:51