На заседании суда Тахир Халимназаров, выполнявший детальное исследование по причинам смерти Салтанат Нукеновой, использовал манекен для демонстрации полученных покойной травм. Он рассказал, могла ли Нукенова получить столько травм от унитаза, передает Bizmedia.kz.
- Алия Омарова: Вот эти повреждения, которые вы визуально на манекене показывали, они точно при падении об унитаз могут образоваться?
- Эксперт: Чтобы оскольчатый перелом носа образовался, надо об унитаз ударить, поверьте, человек в сознании, упасть, без рук упасть и нос разбить, ну это не рассматривается.
- Алия Омарова: Унитаз же имеет определенную форму, а вот следы бы остались характерные, если бы она упала.
- Эксперт: Когда травмирующий предмет имеет такие четкие грани, да, это называется следообразующий отпечаток травмирующего предмета. Например, когда кастетом ударили, он имеет форму. Или углы, края. У унитаза характерные наружные кровопотеки могут остаться, но оскольчатый перелом… Вы же представляете, унитаз не на полу, у него есть выступ, и этот промежуток для человека, который стоит, это не такое расстояние, чтобы тело ускорилось, чтобы так ударилось и получило. Этой высоты недостаточно, чтобы получилась кинетическая энергия, чтобы получить такую серьезную травму.
Также он, используя цветные маркеры, он отметил на модели головы зоны поражений, где синие знаки символизировали гематомы, а красные — ссадины.
«Зонирование поражений показывает, что голова была основным местом травмирования, включая область лица и череп в целом. Где красное — там ссадины, где синее — там гематомы. Окончательный вердикт экспертизы подтвердил смерть от черепно-мозговых повреждений, представляющих собой комбинацию ссадин, ран и гематом. Повреждения были классифицированы как внешние контактные, способные привести к ухудшению состояния мозга. Основываясь на данных первичного освидетельствования, отмечено, что все внешние и внутренние повреждения, включая субдуральную гематому — кровоизлияние между твердым мозговым слоем и самим мозгом, и субарахноидальное кровоизлияние под мягкой оболочкой мозга, а также травматический отек, явились причиной сдавливания мозга, что в итоге привело к смерти. В заключении указывается, что смерть наступила в результате совокупности травм, и их нельзя рассматривать по отдельности, так как они усугубляли состояние друг друга», — объяснил эксперт.
В дополнение, прокурор попыталась выяснить детали об ударно-травматическом влиянии и спросила можно ли его интерпретировать как последовательность ударов.
«Если говорить простыми словами, были нанесены удары по голове. Обычно человек не получает такие травмы сознательно, потому что инстинктивно старается защитить голову во время падения», — продолжил Халимназаров.
Далее, он уточнил, что сценарий множественных падений, ведущих к такому комплексу травм, крайне маловероятен.
«Это полностью исключено», — заключил эксперт.