Правительство Казахстана подменяет ВВП ВНП, «играет со статистикой», бюджет страны – «дырявый». Банки Казахстана дают деньги населению, ведь ведущие бизнес компании не хотят брать кредиты под 20%. К тому же в Казахстане скрывается статистика по доле государственного сектора в экономике. Эти и другие открытия могли сделать для себя зрители зажигательной панельной сессии «Удвоение ВВП к 2029 году: миф или реальность?» XI саммита финансовых директоров, передает Bizmedia.kz.
ВВП, это вам не ВНП
В самом начале модератор сессии, экономист Алмаз Чукин задался вопросом: возможно ли, как планирует правительство, удвоить ВВП Казахстана к 2029 году и зачем ему это удвоение. Зайти он решил с отдельных компаний и спросил у участников сессии» «Вот Шеврон увеличит продукт на 20%, это хорошо»?
«Шеврон прямо увеличивает не ВВП, а ВНП. Честно говоря, нашему правительству правильнее оперировать понятием (в Казахстане — Bizmedia.kz) не ВВП, а ВНП (валового национального продукта), что не включает добавочную стоимость, производимую филиалами или дочерними компаниями компаний-нерезидентов, что, понятно, в нашей стране составляет большую величину, и в большей мере, оценкой продукции, произведённой в Казахстане, является валовой национальный продукт, чем валовой внутренний продукт», — внес коррективы в исходные понятия дискуссии совладелец ТОО «Ракурс Консалтинг Груп» и ТОО «Eneverse KunKuat», солнечной электростанции под Алматы Ораз Жандосов.
При увеличении ТШО производства на 20%, ВНП вырастет ненамного, думаю, в пределах 2%. Зачем правительство хочет удвоить ВВП, — мне кажется, очевидным: у него есть желание улучшить благосостояние нашего населения, показать уменьшение бедности. Понятно, без увеличения расходов, которые включают зарплаты трудящемуся населению, сделать это невозможно, добавил он.
Нынешние дотации регионам, это — больше форма контроля правительства за потоками. Должна быть конкуренция регионов за инвестиции, за активных предпринимателей, за проекты, чтобы это был серьёзный уровень. Регионы тоже должны конкурировать. Нужно дать им возможность, считает основатель Kusto Group Еркин Татишев
«Понятно, что всё, что развивается в малых населённых пунктах, назовём их так, возможно, отдельная налоговая политика должна быть. Поднимите НДС в городе тогда и опустите его там, в сёлах. По корпоративному, по НДС надо двигаться, надо методом проб и ошибок находить. Мы же в бизнесе методом проб и ошибок находим. А в Казахстане же всё равно «всем сёстрам по серьгам» — одни цифры по всем отраслям, по всем налогам и регионально тоже не очень красиво это выглядит. И ещё и климат разный в регионах», — пояснил предприниматель.
Главное — не стать жертвами своих привычек и внешнего влияния на собственной земле
А если ВВП Казахстана удвоится, то, что будет с бюджетом? – заглядывает в будущее модератор.
Чтобы удвоить рост, нужно сначала собрать все финансы, посмотреть. Сейчас в Казахстане расходы растут быстрее доходов и фактически страна живёт за счёт нефтяных доходов, которые накопили в Национальном фонде, без бюджетной реформы, считает советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
«А с бюджетной реформой у нас очень большие проблемы: возьмём 2023 год, официально Нацбанк признал, что реально из Нацфонда в бюджет попали 5,3 трлн тенге трансфертов. В 2022 году трансфертов было 4,58 трлн. Почему мы столько денег потратили в 2023 году? — Ответа нет, потому что, когда цены на нефть высокие, мы должны накапливать в Нацфонде и когда будет трудный период (использовать — Bizmedia.kz), а для нас трудный период — когда цена упадёт на $40/барр. и продержится так 2 года. Это будет реальная катастрофа для Казахстана. А мы сейчас, вместо того, чтобы эту контрцикличную политику выстраивать, мы потратили 5,3 трлн тенге при цене выше $80 за нефть. Задрали расходы. Если сейчас цена на нефть упадёт, то откуда взять деньги, чтобы финансировать эти расходы: социальные, на развитие? — Их уже очень трудно будет снизить», — полагает Темирханов.
В проекте «Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года»: на здравоохранение с 2,5% или 3% до 5% подняли, по его данным, расходы на образование, на сельское хозяйство — вдвое, на обрабатывающую промышленность…
«Хочется сказать правительству: вы соберите свои «хотелки», посчитайте, сколько триллионов вам нужно потратить, скажите, где вы найдёте столько частных инвестиций, ведь вы сами показали, что частные инвестиции уже перестали идти, потому что у нас — большие структурные проблемы, большая доля государства, бизнес выдавливается. Поэтому, нужно было до разработки нового нацплана выстроить источники доходов, распределение расходов», — говорит Темирханов.
Главное, чтобы мы не стали жертвами своих привычек и внешнего влияния на собственной земле.
«Я верю в силу частного капитала, в частную инициативу» — говорит Татишев. — Это очень сложно оценить цифрами в экономике. У нас подрастает хорошее поколение — наследие бэби бума и в этом — большая сила, которую, конечно, надо подкрепить: инвестициями внешними, насколько это возможно, и внутренними. – «Должен быть нормальный доступ к кредитам – со ставкой в 20% ведущие предприниматели работать не будут. Смысла нет. (…) А беспрецедентный рост потребительских кредитов… Деньги давать надо бизнесу, но не людям», — добавляет Татишев.
«Я, лично, сомневаюсь в том, что экономика увеличится в два раза. И правительство уже неоднократно это делало. И сейчас, это (двойной рост — Bizmedia.kz) — в проекте нацплана, в номинале. Реальный рост, по плану, 53%. Номинальный — в два раза», — открывает блеф правительства директор QAMaxis Айдархан Кусаинов. — В этом фишка и есть. Когда говорят про удвоение, все воспринимают это удвоение, как реальное. И я тоже так подумал. «Ан нет, в номинале, да ещё и в долларах США. В долларах США мы ВВП уже даже утраивали, легко. То есть, на самом деле, это — такая игра со статистикой», — добавляет он.
Казахстан это сделал к 2008 году и потом «приехал», сделал к 2014 году и потом «приехал» — в тот момент, когда должен был похвастаться: вот удвоено ВВП, приходила расплата за это удвоение в течение 5 лет. И потом это забывалось. Поэтому в номинальном выражении удвоение может быть, а в реальном это даже не планируется ни в каких госпрограммах, резюмирует он.
А относительно того, что будет с бюджетом … Бюджет просто разорвётся, потому что уже в сегодняшнем состоянии бюджет в стране — абсолютно дырявый.
«Представляете, когда у вас на конец года не хватает 1,3 трлн тенге, так ещё, как сказал президент, на полтриллиона НДС бизнесу не вернули. То есть, по сути, залезли в бюджет следующего года, «кредитнулись» у бизнеса. То есть, на самом деле, огромная дырка — в 1,8 трлн тенге и бюджет сейчас уже не состоятелен», — говорит Кусаинов.
К тому же, от повышения НДС правительство отказалось, расширили применение розничного налога и, по факту, его уже, практически, по всей стране в два раза снизили. То есть, бюджет уже сегодня, если смотреть правде в глаза, — кривая схема и дефицит составляет около 2 трлн тенге, резюмирует он.
Государство сильно недоинвестирует в автодороги, школы
В нефтяном секторе доля квазигоса, наверно, не превышает 20%. В плане удвоения ВВП – нет, отвечает на вопрос модератора сессии о возможности удвоения госсектора, вместе с ВВП, Жандосов.
«Наше государство, по тем направлениям, за которые оно отвечает, недоинвестирует и очень существенно: автодороги, школы. И сейчас ещё климатическая повестка требует больших госинвестиций. Поэтому, госрасходы на госинвестиции должны расти быстрее чем 7%, в реальном выражении. Но и 7% — амбициозно, и, скорее всего, недостижимо. Я считаю, что госинвестиции должны расти быстрее, чем 7% в год. Квазигоссектор должен сжиматься по многим направлениям. Вот, например, возобновляемая энергетика, зачем там участвуют квазигоссектор — вообще непонятно. А если вы возьмёте цены, по которым строят квазигоссектор и компания Чукина, наша компания… В полтора раза дешевле», — говорит Жандосов. (На этом месте у Жандосова резко упал звук микрофона — Bizmedia.kz).
«Я, как предприниматель, не хотел бы такого роста госсектора, потому что они увеличат тарифы и, формально и номинально, вырастут. Плохая тарифная политика плохо влияет на развитие и это будет останавливать частный сектор. Я бы поставил обратную задачу – в два раза уменьшить госсектор. В Индии план удвоения реального ВВП до 2031 года и поэтому поставлена задача 6,7% ежегодного роста, из них, половина идёт от продуктивности экономики, половина — от инвестиций. Я бы считал, что это — более правильная стратегия. И тогда, чтобы нам удвоить ВВП к 2029 году нужно 8-9% (ежегодного роста — Bizmedia.kz)», — добавляет Еркин Татишев.
Если продолжать и дальше шутковать, у меня получилось, 11,7% ежегодного роста нужно. Но ведь Казахстан хочет не только вырасти, но и диверсифицировать экономику, отмечает Алмас Чукин.
«Казахстан с инвестиционным рейтингом Triple B имеет резервы более 30%. Если смотреть статистически на страны с таким же инвестиционным рейтингом, то их резервы составляют 4-5%. Поэтому потенциал получения долгосрочных инвестиций в страну — очень большой. Государство сохраняет свой внешний долг на уровне 25%, не более. Показатели затрат бюджета на инновации, развитие сейчас значительно падают. Если раньше государство выделяло 25-27%, то за последние 10 лет этот показатель не превышал 23%. Идёт стагнация развития», — констатирует Country Officer of Казахстан IFC Екатерина Бенджамин.
Иностранные инвестиции могут, по ее мнению, прийти в Казахстан, но тогда нужно определить: во что инвестировать и как. Сейчас идут средства из Национального фонда: субсидирование ставки …, они разрушают рыночные отношения. Иностранные инвесторы приходят на рыночные ставки, а бизнес не готов их платить, потому что есть возможность короткими деньгами, с учётом риска рефинансирования, получить более дешёвые (деньги — Bizmedia.kz) из банков второго уровня, таким образом, растрачивая Национальный фонд страны, что, в этой ситуации является препятствием для прихода иностранных инвестиций, уточняет она.
«В Казахстане нет статистики, какую долю ВВП составляет госсектор. 60-70% или 50%. Только приватизация позволит Казахстану выйти из цикла 4%-ого роста», — добавляет Бенджамин.
Вырастут ли банки в Казахстане к 2029 году вдвое?
В Казахстане последние 10 лет, минимум, $10 млрд лежат на депозитах физлиц и эта сумма никак не меняется. Это – деньги, которые лежат под 1-2%. И если внутренние инвесторы не вкладываются, то внешние инвесторы удивляются. На самом деле, экономика не готова в себя инвестировать. Это – невыгодно, хотя и безопасно. Поэтому, я не думаю, что банки вырастут, отмечает Айдархан Кусаинов.
Там, где финансовый сектор, всё в номинальных цифрах, напоминает Жандосов. «Я думаю, что банки будут расти быстрее, чем экономика в целом. Какую роль могут сыграть банки в достижении этого роста вдвое и не тормозят ли они нашу экономику? — Банки не создают деньги, их создают депозиторы банка. А под какие ставки они держат, это зависит от инфляции. Это — макроэкономическая политика и здесь мало что зависит от населения и бизнеса», — уточняет он.
По его мнению, идёт разрушение Национального фонда, который как раз и должен был устранить или уменьшить вредные колебания в экономике при изменениях сырьевых и, прежде всего, нефтяных цен и должен был дать больше в среднесрочную устойчивость фискальной политики. Без такого приведения Национального фонда в должное состояние достичь устойчивого снижения инфляции и ожиданий по ней, сложно.
«Банки, слава Богу, частные, в этой ситуации, наверное, не смогут «выпрыгнуть из штанов» при сегодняшней макроэкономической политике и обеспечить потенциальных заёмщиков в реальном секторе необходимым кредитным плечом», — говорит эксперт.
«Я думаю, порядок такой должен быть: приведение макроэкономической политики в порядок, поддержание максимальной конкуренции в финансовом, прежде всего, в банковском, секторе и наличие со своими деньгами инвесторов», — подытоживает Ораз Жандосов.
«Сейчас корпоративный кредитный портфель банков, банка развития Казахстана (БРК) и институтов развития составляет 11% к ВВП. Это — крайне низко. Без институтов развития — 8%», — добавляет Мурат Темирханов.