Белый дом объявил в последний четверг, что Соединенные Штаты запустили полномасштабное расследование потенциальной угрозы, связанной с ввозом автомобилей из Китая, с точки зрения национальной безопасности страны. Поводом для этого стали опасения, связанные с технологией «смарт» машин, способных к сбору и передаче чувствительных данных о американских гражданах и критической инфраструктуре в Китай, сообщает Bizmedia.kz.
Президент США Джо Байден выразил свою обеспокоенность по поводу автомобильной политики КНР, указывая на возможные риски для американской национальной безопасности, и подчеркнул: «Под моим руководством я не позволю этому случиться». Представители администрации указали на преждевременность любых обсуждений относительно конкретных мер против китайской автомобильной индустрии, подчеркивая, что решение о введении каких-либо запретов или ограничений еще не принято.
Также было замечено, что у администрации имеются обширные полномочия для действий в данной сфере, и какие-либо их решения могут оказать значительное воздействие на ситуацию.
Байден описал эти действия как «невиданные меры для предотвращения ввоза автомобилей из стран, представляющих угрозу, включая Китай, и их потенциальное влияние на нашу национальную безопасность», и поручил Министерству коммерции США принять все необходимые меры для этого. В настоящее время в Соединенные Штаты импортируется лишь малый процент легковых автомобилей производства Китая.
Глава Министерства торговли Джина Раймондо подчеркнула, что администрация предпринимает эти шаги в свете потенциального появления китайских авто на рынке США и возможной угрозы для личной жизни американцев и общенациональной безопасности. Производители электромобилей из Китая, в свою очередь, сосредотачивают свои экспортные усилия на рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы.
Крупнейший в мире производитель электромобилей по объему продаж BYD заявлял, что не планирует продавать свои автомобили в США. Кроме того, администрация Байдена рассматривает введение новых тарифов на китайские автомобили, а чиновники сталкиваются с давлением на ограничение импорта китайских электромобилей из Мексики. Белый дом предупредил о возможных угрозах от автомобилей, которые собирают конфиденциальные данные о водителях и пассажирах, а также используют камеры и датчики для записи информации об инфраструктуре США. Также отмечается, что автомобили могут быть управляемы или отключаемы удаленно, и будет проведено расследование в отношении автономных автомобилей.
Посольство Китая в Вашингтоне высказывало неоднократную критику в отношении предложений администрации Байдена о введении новых ограничений на торговлю с Китаем. Дипмиссия призывала ведомство прекратить раздувать «китайскую угрозу» и необоснованно подавлять китайские компании.
В ноябре двухпартийная группа американских законодателей выразила обеспокоенность по поводу сбора и обработки конфиденциальных данных китайскими компаниями во время тестирования автономных автомобилей в США. Министерство торговли в течение 60 дней проведет обсуждение о потенциальных рисках относительно китайских подключенных автомобилей и впоследствии рассмотрит возможность разработки нормативных актов для решения этих проблем.
В опубликованном в четверг уведомлении также запрашивается информация о текущих автомобилях американской сборки и о местах, где автопроизводители получают лицензии на программное обеспечение. Г-жа Раймондо отметила: «Нам необходимо понять, какие технологии используются в этих автомобилях, которые могут собирать большие объемы данных, дистанционно отключать или управлять подключенными автомобилями».
В ответ на политику США, направленную на препятствование доступа к рынку для китайских компаний связи из-за опасений по поводу безопасности данных, включая такие компании как Huawei и ZTE, которые были классифицированы как потенциальные угрозы и подлежали удалению из американских телекоммуникационных сетей, Пекин ввел жесткие ограничения на работу американских и других зарубежных автопроизводителей на территории Китая.
Администрация США, в лице президента Байдена, выразила удивление и недоумение в связи с такими действиями, указывая на дисбаланс в торговых отношениях. Китай, в свою очередь, значительно усилил контроль над обработкой и хранением данных внутри страны, предписывая местное хранение данных для большинства секторов экономики и требуя официального разрешения на их передачу за пределы страны. В частности, это касается автомобильного сектора, где в мае были введены обновленные, строгие требования к обработке данных, а также предложение об ограничении на прямую передачу данных смарт-автомобилями за границу, предписывая использование местных облачных сервисов.