В чем причина высокого роста объемов продаж по страхованию имущества и КАСКО, чего ждут страховщики от ИИ и цифровизации отрасли в 2024 году, о новом рекорде сборов и слагаемых стабильного развития и финансовой устойчивости казахстанских страховых компаний и в целом страхового рынка рассказывает Даурен Иманжанов, председатель правления АО «СК «НОМАД Иншуранс» – третьей компании общего страхования по чистой прибыли — 6,6 млрд, с активами 55,5 млрд тенге на 1 октября, член совета директоров Фонда гарантирования страховых выплат, передает Bizmedia.kz.
Клиент может видеть весь процесс принятия решения по страховой выплате
Даурен Касымханович, над какими направлениями в цифровизации сейчас работает рынок, в целом, и ваша компания, в частности? Это — мобильные приложения, онлайн урегулирование, что-то еще?
— Наша компания продолжает работу по цифровизации страховых продуктов, сейчас на сайте nomad.kz клиенты могут приобрести полисы по 19 видам страхования.
В прошлом году мы запустили в личном кабинете на сайте онлайн урегулирование страховых случаев. Выплата ущерба клиентам – физлицам, резидентам, производится полностью дистанционно, по всем обязательным и добровольным видам страхования.
С 1 января вступил в силу Европротокол. Оформить ДТП автовладельцы могут как в приложении Фонда гарантирования страховых выплат, так и с помощью сервисов, предложенных страховщиками. Мы, как раз, предлагаем оформить Европротокол, в том числе, через приложение nomad. kz.
Также мы, в рамках требований Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), оцифровываем разные системы, к примеру, ЕСБД (единую страховую базу данных), отчетность.
— Как меняются ЕСБД и отчетность страховых компаний?
— ЕСБД развивается в сторону цифровизации все большего объема информации, чтобы финансовый регулятор в автоматизированном виде получал отчетность. Раньше мы накапливали информацию и с какой-то периодичностью ее сдавали в систему. Сейчас информации становится больше, отчетность становится автоматизированной и регулятор видит ее онлайн.
Кроме этого, эти внедрения позволяют клиенту отслеживать в базе данных статус своей выплаты. Начнем с того, что клиент может онлайн подать заявку на страховую выплату и когда мы проводим свои внутренние процессы по этому страховому случаю, допустим, делаем оценку, решение о выплате принимаем, клиент онлайн видит изменение статуса.
— Использование искусственного интеллекта (ИИ) в отрасли намечается? Применение ИИ повышает качество и скорость услуг, клиентоориентированность страховых продуктов, которые предлагаются гражданам?
— Искусственный интеллект мы могли бы использовать в наших внутренних процессах. У нас, при департаменте информационных технологий есть подразделение, которое занимается анализом данных. Эти данные собираются, анализируются и уже затем, с помощью программирования, из этих данных можно извлечь какую-то пользу.
Например, возможности искусственного интеллекта позволят нам в будущем более точно анализировать риски и определять стоимость страховки. То есть, искусственный интеллект, если его должным образом настроить, задав правильные параметры, мог бы стать хорошим инструментом в нашей работе.
— Когда может получиться, что возможности ИИ позволят Номад Иншуранс или всему рынку точнее анализировать риски и определять стоимость страховки?
— Искусственный интеллект позволит обрабатывать большие объемы данных, автоматизировать процессы анализа и поиска каких-то совпадений или тенденций. Это — возможно. Но как мы будем их интерпретировать, андеррировать, это все равно останется за нами. ИИ не примет за нас решение. Он будет помогать в будущем. Мы пока работаем над тем, чтобы разную информацию собрать воедино. Наши аналитики над этим работают.
Оформить ДТП по Европротоколу клиента компании сагитировали сотрудники полиции
— Оцените, пожалуйста, результаты работы Европротокола в Казахстане: «плюсы» и выявившиеся на сегодня вопросы практики Европротокола. Есть ли у вас какие-то ожидания от Европротокола? Какую долю ДТП, например, он будет закрывать?
— Европротокол в Казахстане работает две недели. В Номад Иншуранс поступило одно заявление на урегулирование страхового случая по Европротоколу. Упрощенное оформление ДТП без участия дорожной полиции – процедура удобная, позволяющая разгрузить проезжую часть, но понимаем, что для автовладельцев она абсолютно новая, люди пока настороженно к ней относятся. Даже в том единственном страховом случае, поступившем к нам, участники аварии вызвали сотрудников полиции, которые сагитировали их оформить происшествие по Европротоколу.
Максимальное покрытие страхового случая по Европротоколу составляет порядка 370 тысяч тенге. По сути, это царапина на бампере или помятое крыло, то есть автомобиль на ходу и пострадавшему проще дождаться дорожную полицию, которая, как положено, составит протокол, пройдет суд, через месяц он получит выплату и отремонтирует машину. Поэтому, думаю, нужно немного больше времени, чтобы казахстанцы поняли преимущества Европротокола.
— Повысит ли цифровизация вовлеченность казахстанцев в страхование? Ваш прогноз
— За последние пять лет страховой рынок Казахстана, по данным финансового регулятора, вырос в 2,5 раза. Этому способствовали разные факторы: развитие ипотечного кредитования, автокредитование и активная цифровизация отрасли.
По диджитализации страховых продуктов наша компания на шаг впереди многих конкурентов. По обязательным видам Номад Иншуранс реализовал онлайн все продукты. Конечно, это отражается на онлайн продажах: в 2023 году они выросли в три раза по сравнению с 2022 годом, а, соответственно, растет и вовлеченность казахстанцев в страхование.
Безусловно, развитие отрасли онлайн продолжится. Для этого есть все основания. Тот же Европротокол – упрощенная схема оформления ДТП, позволяющая получить выплаты по обязательной автостраховке без участия дорожной полиции. Подобные меры направлены на то, чтобы объяснить казахстанцам, что страхование – это доступно и понятно.
С начала 2024 года тарифы на обязательную автостраховку рассчитываются по-новому
— Оцените итоги 2023 года для рынка страхования, в целом, и в вашей компании.
— За 11 мес. 2023 года премия компаний по общему страхованию, по данным Нацбанка РК, составила 605,3 млрд тенге, что на 166,8 млрд больше аналогичного периода 2022 года. Растет и объем выплат – 190,4 млрд тенге за 11 мес. 2023 года, это на 57 млрд больше аналогичного периода 2022 года. Номад Иншуранс стабильно входит в ТОП-5 республиканских компаний по общему страхованию.
В прошлом году у нас выросли объемы продаж по страхованию имущества и КАСКО. Мы связываем это не только с сильнейшим землетрясением в Турции и другими катастрофами в мире, но пожарами, паводками и ураганами, происходившими в нашей стране.
Также, рост продаж связан с тем, что банки активно выдают казахстанцам кредиты на покупку автомобилей и недвижимости, которые в таком случае необходимо страховать, как залоговое имущество.
— Выросли ли за 2023 год тарифы страховщиков?
— Тарифы на договоры страхования в Номад Иншуранс в прошлом году не менялись. Не поменялись они и в 2024 году, за исключением обязательного страхования ответственности владельца транспортного средства (ОГПО ВТС).
С 1 января тарифы на обязательную автостраховку рассчитываются по-новому. При определении размера страховой премии к уже существующим параметрам, влияющим на конечную цену полиса, таким как тип транспортного средства, возраст автомобиля, бонус-малус и территория, в которой зарегистрирован автомобиль, теперь добавился еще один коэффициент – поправочный. Этот параметр утвердило государство, он отличается от региона к региону и зависит от того, какая там ситуация с аварийностью на дорогах.
— Цифровизация реально помогает сократить агентские комиссии и снизить тарифы?
— Стоимость полиса едина, на сайте и у менеджера. За цифровизацией, мы должны понимать, затраты, которые направлены на сервис клиента. Выбор за клиентом, как он желает получить услугу по страхованию.
Людмила Валентинова