В ходе углубленного заседания коллегии Главной транспортной прокуратуры обсуждались основные итоги деятельности за 2023 год. Главный транспортный прокурор, Тимур Сулейменов, подчеркнул в своем обращении, что примененные комплексные меры по обеспечению законности в транспортной сфере обозначили пути решения системных проблем и гарантировали защиту прав предпринимателей и трудовых коллективов, передает Bizmedia.kz.
Активы на общую сумму более 53 млрд тенге вернулись в государственную собственность. Были проанализированы 1367 актов надзора, благодаря чему обеспечена защита конституционных прав 5932 граждан, и 1358 лиц привлечены к различной ответственности.
Надзорная деятельность как в 2022 году, так и в прошедшем сосредоточена на вопросах безопасности передвижения граждан на всех видах транспорта. По требованию прокуратуры, местные исполнительные органы ликвидировали несанкционированные свалки на территориях приаэродромов Алматы, Шымкента, Астаны и Туркестана.
С результатом координации надзорного органа улучшилась обстановка в окрестностях аэропортов, связанная с столкновениями самолетов с птицами. Отмечено снижение таких случаев на 60%.
В другом примере, работа по повышению безопасности на автомагистралях позволила решить существующие организационные проблемы отрасли, которые приводили к высокому уровню дорожной смертности из-за отсутствия возможности своевременной медицинской помощи. Таким образом, Министерство по чрезвычайным ситуациям впервые приняло методику перераспределения и определения мест размещения трассовых медико-спасательных пунктов.
Министерство транспорта улучшило стандарты по обнаружению и учёту потенциально опасных дорожных участков, вовлекая в этот процесс местные акиматы. Намереваются ликвидировать проблемы «слепых зон» мобильной связи на главных дорогах страны в рамках Национального проекта «Доступный Интернет».
В связи с внедрением электронной очереди на границах с Китаем случилось скопление грузовиков с грузами. Это создавало приграничную суету и вызывало обоснованные претензии со стороны предпринимателей.
Благодаря координационным мероприятиям прокуратуры, пропускная способность грузов увеличилась в 4 раза на таможенных постах (пост «Нур-Жолы», МЦПС «Хоргос») и уменьшились сроки доставки товаров с 2-х месяцев до 10 дней.
В рамках защиты бизнеса, процедура получения разрешения на международные перевозки была оптимизирована. Были внесены поправки, которые позволят уменьшить пакет документов на треть и значительно облегчат требования для шести тысяч перевозчиков.
Прокуратура требовала исключить из Порядка проведения закупок «Самұрық-Қазына» положения, которые противоречат законодательству о предпринимательстве, и которые вредили правам отдельных предпринимателей.
Вопросом для транспортной прокуратуры остается порядок и обоснованность ценообразования проездных документов на авиационный и железнодорожный транспорт.
Произошла проверка авиакомпании Air Astana, инициированная Агентством по защите и развитию конкуренции и основанная на рекомендации прокуратуры. Этот процесс привел к устранению топливного сбора из общей стоимости авиабилетов. В свою очередь, авиаперевозчик столкнулся с административной ответственностью, выраженной в штрафе.
Кроме того, на основании претензии прокуратуры, регулирующее ведомство прекратило незаконное использование коэффициента динамического ценообразования при продаже железнодорожных билетов на поезда, следующие по социально значимым маршрутам.
Расследование в отношении должностных лиц КГП «Метрополитен», АО «Алматыметрокурылыс» и других лиц завершилось. Они обвиняются в хищении бюджетных средств на сумму более 5 млрд тенге и в выписке фиктивных счетов-фактур в процессе строительства метрополитена в Алматы. Уголовное дело по этим фактам направлено в суд.
Коллегия отметила, что деятельность транспортной прокуратуры в 2023 году получила значительное освещение в СМИ, что способствовало информированию общественности.
Главный транспортный прокурор, на основании обсуждений, определил приоритетные задачи на текущий год.