К проекту «Безопасность труда до 2030 года», разработанному Министерством труда Республики Казахстан, стремятся минимизировать профессиональные риски, повысить квалификацию в области трудовой защиты и поощрить улучшение условий работы, сообщает Bizmedia.kz.
Концепцию безопасного труда разработали в Казахстане
В рамках обновленной национальной системы охраны труда будет стандартизирована интегрированная модель оценки профессиональных рисков, а также создана «Цифровая карта предприятий».
Основные принципы, лежащие в основе Концепции, включают:
- непрерывное и систематическое улучшение;
- преемственность и сбалансированность, основанные на адаптации международных стандартов;
- ответственность и активное участие, основанные на социальном партнерстве;
- объективность и информированность, основанные на достоверности и полноте информации.
Проект будет реализован в пяти ключевых областях:
- обновление национальной системы управления трудовой защитой на основе оценки рисков;
- улучшение профилактических мер в области охраны труда с акцентом на предотвращение профессиональных травм и заболеваний;
- экономическое поощрение снижения профессиональных рисков;
- развитие профессиональных компетенций и научных исследований в области охраны труда;
- улучшение контроля и мониторинга в области трудовой защиты.
Модернизация национальной системы управления охраной труда будет основана на рискориентированном подходе.
В планах разработчиков — внедрение новой системы оценки профессионального риска как инструмента для оценки риска на всем предприятии. Требования к охране труда останутся неизменными, но могут отличаться в зависимости от размера организации. Для малых и микро-предприятий будет создана упрощенная система оценки профессионального риска, включая возможность экспресс-оценки риска (включая вариант онлайн).
Также планируется разработка методологии для идентификации и измерения производственных факторов в специфических условиях работы (например, под землей, на открытом воздухе, на высоте и т.д.), а также для оценки комплексного влияния производственных факторов и классификации рабочих мест по уровню профессионального риска.
Предвидится создание «Цифровой карты предприятий» для всесторонней оценки и классификации организаций по уровню риска. Это потребует интеграции государственных информационных систем мониторинга условий труда и профессиональных рисков, экологического мониторинга и производственного контроля.
Кроме того, внедрение системы управления профессиональными рисками обеспечит доступ к достоверной информации для ранней диагностики профессиональных заболеваний, определения общей продолжительности воздействия вредных производственных факторов за рабочую смену и ограничения рабочего времени при высоком уровне профессионального риска.
Для совершенствования методов предотвращения рабочих травм и профессиональных заболеваний в области трудовой защиты, авторы Концепции предлагают переход от списочного подхода к предоставлению средств индивидуальной защиты (СИЗ) и гарантированию прав работников к подходу, основанному на оценке профессионального риска на рабочем месте.
Использование матричного метода для определения необходимых СИЗ, основанных на конкретных вредных или опасных производственных факторах и ранжировании их по уровню профессионального риска, упрощает процесс выбора СИЗ для работодателей.
В планах проведение исследований по внедрению превентивного медицинского наблюдения в соответствии с результатами оценки профессионального риска, направленных на улучшение способов раннего выявления групп риска, а также улучшение медицинских норм для работников, трудящихся в условиях вредных и (или) опасных условий труда.
В дополнение к этому, планируется внедрение профессионального медицинского скрининга с интеграцией в общую систему национального медицинского скрининга.
Основной результат скрининга – рекомендации для работодателей по проведению оздоровительных и лечебных мероприятий, включая профилактику обострений хронических заболеваний, лечебное питание, лечебную физкультуру, медицинский массаж, реабилитационные мероприятия для сохранения работоспособности и санаторно-курортное лечение.
В планах внедрение новых экономических мер, направленных на увеличение инвестиций работодателей в условия труда. Будут определены стандарты минимальных затрат на безопасность труда, основываясь на классификации профессиональных рисков. Также будут разработаны методы для экономического планирования и оценки эффективности затрат на безопасность труда. В рамках этого плана предусмотрено использование онлайн-приложения для составления бюджета на безопасность труда по различным видам расходов.
Тариф будет установлен на основе двухкомпонентной модели, которая будет варьироваться в зависимости от класса профессиональных рисков, определяемого типом экономической деятельности, и степени профессионального риска, являющейся конечным индикатором его оценки.
Одним из важных аспектов будет введение профилактической ориентации обязательного страхования от несчастных случаев на работе (ОСНС). Это позволит достичь основных целей страхования: определение тарифа, точность и соответствие страховой суммы, а также полноту данных для оценки риска. Таким образом, будет решена проблема демпинга и манипулирования страховым взносом.
Развитие профессиональных навыков и научных возможностей в области безопасности труда
Для улучшения компетентности и кадрового развития в сфере безопасности труда планируется внедрение новых форм и методов обучения, таких как актуальные учебные программы, онлайн-обучение, тренажеры и имитационные модели.
Особое внимание будет уделено обязательной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по безопасности труда, технических инспекторов по безопасности труда, председателей производственного комитета и экспертов по безопасности труда.
Требования к организациям, занимающимся обучением в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по безопасности труда, будут ужесточены. Введена будет система онлайн-регистрации обучающих организаций, которая учтет наличие материально-технической базы, сертифицированных преподавателей и учебных программ по безопасности труда.
Предполагается разделение процессов обучения и проверки знаний по безопасности труда с созданием Единого учебно-методического центра (ЕУМЦ). Он будет обеспечивать проверку знаний на специально созданной онлайн-платформе. ЕУМЦ также будет отвечать за разработку и пересмотр стандартных учебных программ и контрольных вопросов для проверки знаний, а также подготовку и регистрацию преподавателей обучающих организаций и государственных инспекторов труда.
Для укрепления связи между теорией и практикой предусмотрена организация профессиональной практики для магистров и докторов PhD на базе Республиканского научно-исследовательского института безопасности труда.
Улучшение контроля и надзора в области охраны труда
Важными аспектами мониторинга являются оценка профессиональных рисков на производстве, обеспечение технической безопасности, учет профессиональных заболеваний, финансирование мероприятий, гарантии, предоставление сертифицированных средств индивидуальной защиты (СИЗ), улучшение санитарно-бытовых условий, диетическое питание, медицинские услуги, страхование от несчастных случаев на производстве и создание отраслевых карт профессиональных рисков.
В рамках этого будет введена процедура государственной экспертизы труда для своевременной и качественной оценки профессиональных рисков и контроля их результатов.
Механизм превентивного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства (без посещения контролируемого субъекта) будет внедрен путем сопоставления информации, полученной из различных источников о деятельности контролируемых объектов.
Будут внесены соответствующие изменения в законодательство с целью ужесточения ответственности участников трудовых отношений за нарушения в области охраны труда, а также ответственности работодателей и должностных лиц других органов и организаций за непредоставление своевременной информации или скрытие несчастных случаев и (или) фактов травматизма работников в рабочее время.
К 2030 году ожидается, что около 80% юридических лиц в Республике будут подвергнуты оценке профессионального риска. Количество смертельных несчастных случаев, связанных с работой, снизится с 0,037 в 2023 году до 0,023 в 2030 году на каждые 1000 работников. Коэффициент скрытых производственных травм и профессиональных заболеваний упадет с 11:1 в 2023 году до 18:1 к 2030 году. Доля юридических лиц с частной формой собственности, застрахованных по обязательной системе страхования от несчастных случаев на рабочем месте, вырастет с 32% до 95% к 2030 году. К 2030 году 90% ответственных за безопасность и охрану труда лиц успешно пройдут проверку знаний по этим вопросам. Количество реализованных научно-технических программ и проектов возрастет с 3 до 6 к 2030 году.
Кроме того, к 2030 году около 80% юридических лиц будут подвергаться государственному мониторингу состояния безопасности и охраны труда. Реализация принципов, подходов и видения, изложенных в Концепции, позволит достичь следующих ожидаемых результатов к 2030 году: снижение коэффициента частоты производственного травматизма на 1000 работников до 0,30 (фактическое значение в 2022 году — 0,44); снижение доли нарушений в сфере охраны труда относительно общего числа выявленных нарушений трудового законодательства до 23% (фактическое значение в 2022 году — 28%).
Ссылка на проект Концепции доступна на портале «Открытые НПА» для общественного обсуждения до 7 ноября 2023 года.