6 апреля Казахстан отметил важную годовщину. Американская нефтяная компания Chevron вошла в бывшую советскую страну и 30 лет назад подписала 40-летний контракт на разработку нефтяного месторождения Тенгиз, расположенного на западе Казахстана.
Нефтяное месторождение Тенгиз было открыто советскими геологами в 1979 году. В статье в «Вашингтон пост» месторождение описывалось как расположенное в «удаленной, продуваемой ветрами степи на северо-восточном берегу Каспия». Советские инженеры назвали месторождение Тенгиз, что в переводе с казахского означает «море».
Хотя заслуга в открытии богатого нефтяного месторождения принадлежит Советам, окончательная разработка его огромных ресурсов была выше их возможностей. В том же году, когда был обнаружен Тенгиз, Советы начали десятилетнюю военную операцию в Афганистане. Еще до военного вмешательства в Афганистан экономическое, социальное и политическое будущее Советского Союза было уже чрезвычайно хрупким. Столкнувшись с давлением и неопределенностью, а также с отсутствием технологий, Советы не смогли взять на себя сложную задачу по разработке месторождения Тенгиз. Добраться до нефти было непростой задачей. Согласно «Вашингтон пост», запасы Тенгиза находились «на целых три мили ниже соляного купола, толщина которого составляла 900 ярдов», и «советские инженеры потратили более 1 миллиарда долларов на бурение десятков скважин, прежде чем пришли к выводу, что иностранные технологии необходимы».
В конечном счете именно Chevron, пятая по величине частная нефтяная компания в мире, предоставит иностранные технологии и деньги для разведки нефти на Тенгизе. Американская компания подписала контракт с правительством Казахстана, который быстро получил название «Сделка века». Хотя на момент ее подписания вся слава за заключение сделки досталась тогдашнему президенту Нурсултану Назарбаеву, за кулисами решение «пустить» американцев на одно из самых прибыльных нефтяных месторождений на постсоветском пространстве фактически было принято Советское и американское руководство.
Многие источники предполагают, что первоначальная идея создания совместного предприятия с Chevron исходила от Михаила Горбачева, первого и последнего президента СССР. Заключительные переговоры с Chevron были в повестке дня его исторических переговоров с президентом Джорджем Бушем в 1991 году. Эти же переговоры послужили поводом для подписания знаменательного соглашения о сокращении ядерных арсеналов обеих стран, что фактически «покончило» с холодной войной.
В цитате от 3 июня 1990 года AP News цитирует Горбачева, ссылающегося на переговоры с американскими компаниями: «Пока мы и президент работали, и наши министры также обсуждали вещи, были важные контактные обсуждения с различными американскими компаниями и были приняты некоторые важные решения». Одной из обсуждаемых компаний была Chevron Corp, нефтяная компания из Сан-Франциско, которая обсуждала с Москвой возможности разведки Тенгизского месторождения задолго до распада Советского Союза.
Согласно архивным источникам, Ричард Мацке, вице-президент Chevron в те годы, впервые услышал о Тенгизе в конце 1980-х годов. Судя по всему, именно он настаивал на том, чтобы Chevron вышла на советский рынок, и настаивал на заключении контракта, по которому Chevron получала 50-процентную долю в одном из самых ценных постсоветских энергетических активов. Есть информация, что в ночь перед подписанием сделки Джордж Буш, Горбачев, Мацке и высшие руководители советской энергетики не спали до 3 часов ночи, крича друг на друга по поводу деталей сделки.
С самого начала сделка с Chevron была политическим делом, которое давало рычаги воздействия как Горбачеву, так и Бушу в их ядерных переговорах. По распространенному мнению, Горбачев мог отменить сделку с Chevron, если его переговоры с Бушем приведут к неблагоприятному исходу. С другой стороны, Буш всегда подчеркивал, что у Советов не было надлежащей технологии бурения или соответствующих навыков для разработки такого огромного нефтяного месторождения, которое могло бы принести огромные экономические выгоды обеим странам. Политический характер совместного предприятия между американским нефтяным гигантом и правительством Казахстана вызвал серьезные претензии со стороны Советов, которые были недовольны тем, что «Шеврон» получил значительные права на разведку и гораздо более высокую долю прибыли.
Хотя эксклюзивные права на разведку тенгизской нефти были переданы Chevron Горбачевым в 1990 году, проект замедлился и даже оказался на грани провала из-за изматывающих бюрократических проблем между Chevron и советским министерством нефти. В итоге только к апрелю 1993 года Chevron и правительство Казахстана завершили сделку по разработке Тенгизского месторождения. К тому времени, когда американцы начали рассматривать Тенгиз, политические лидеры СССР были озабочены катастрофическим распадом Советского Союза и утратили долгосрочное видение многих других вопросов, включая развитие Тенгиза. По словам Мацке, «проект был захвачен противоборствующими политическими силами в стране, переживающей глубокие муки фундаментальных перемен».
Распад Советского Союза в конечном итоге привел к установлению независимости Казахстана. Частью превращения в суверенную страну было возвращение Казахстану прав на все его минеральные ресурсы. Эти события увеличили шансы Chevron наконец получить контракт на крупнейшее недавно открытое нефтяное месторождение на постсоветском пространстве.
Это был момент, когда важная фигура встретилась со значительной возможностью. Назарбаев воспользовался моментом и стал ключевым игроком в переговорах с американцами. В своей известной книге «Назарбаев и создание Казахстана» биограф Джонатан Эйткен пишет: «После встреч с президентом Бушем Назарбаев взял на себя обязательство подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений и вывести 120 советских СС18. ядерные ракеты» с территории Казахстана. «Взамен, — продолжает Эйткен, — Назарбаев оставил Вашингтон с пакетом помощи, торговли и сотрудничества в области энергетики; инвестиции американской компании Chevron в казахстанские нефтяные месторождения в размере 10 миллиардов долларов; и обещание, что в соответствии с уставом ООН США предпримут все возможные меры, если Казахстан окажется под угрозой агрессии».
Президент Касым-Жомарт Токаев во время церемонии, посвященной 30-летию Тенгизшевройл (ТШО) 4 апреля, назвал 30-летие Тенгизшевройла знаменательным событием для нефтегазовой отрасли.
Chevron – первая иностранная компания, создавшая совместное предприятие с Казахстаном. «Сегодня ТШО как ведущая международная компания успешно способствует общему экономическому прогрессу страны. ТШО производит треть всей добычи нефти в стране. За 30 лет компания инвестировала 70 миллиардов долларов, осуществила прямые финансовые выплаты стране более 160 миллиардов долларов. Не менее важен тот факт, что 70 процентов закупок компании представляют собой местное, казахстанское содержание. Более 95 процентов трудового коллектива ТШО — наши граждане, — сказал Президент.
Тридцать лет спустя чернила на сделке по разработке нефтяного месторождения Тенгиз давно высохли, но нефть по-прежнему стабильно течет благодаря продолжающемуся партнерству Chevron и правительства Казахстана. Спустя десятилетия независимости Казахстана нефтяной сектор остается наиболее доминирующим фактором стабильного политического и экономического развития страны. И для Chevron, и для Казахстана «Сделка века» оказалась действительно выгодной сделкой.
Автор — аналитик со степенью магистра экономики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, с более чем 20-летним опытом работы в правительстве Казахстана. Она занимается макроэкономикой, сырьевыми товарами, финансовыми рынками, экономической и социальной политикой в Казахстане и во всем мире.