Помощь детям стала миссией Аружан Ауданбековой, чей проект «Ertis Mektebi», направленный на обеспечение общего образования для детей из Восточно-Казахстанской области, пострадавших от ядерных испытаний, вышел в финал конкурса PACEY «Мир, отмена ядерного оружия и вовлеченная в климат молодежь» 21 января.
Ауданбекова, уроженка города Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, знает, какие трудности люди испытали в результате ядерных испытаний.
Почти 1,5 миллиона человек пострадали от последствий ядерных испытаний, в том числе более 4000 детей с нейропсихологическими и опорно-двигательными нарушениями, возникшими в результате трансгенерационного воздействия более 460 ядерных испытаний, проведенных Советским Союзом на печально известном Семипалатинском ядерном испытательном полигоне.
Казахстан, центральноазиатская страна с территорией размером почти с Западную Европу и населением в 19 миллионов человек, добровольно демонтировала ядерный полигон, который унаследовал после распада Советского Союза в 1991 году. Это был четвертый по величине в мире на то время полигон и включал 1040 ядерных боеголовок для 104 межконтинентальных баллистических ракет SS-18 и 370 крылатых ракет с ядерными боеголовками.
Проект PACEY
Образовательный подход направлен на создание школы, где дети с ограниченными возможностями и дети без проблем со здоровьем учатся вместе.
«Идея проекта пришла ко мне не сразу. Это был постепенный поэтапный процесс осознания мною масштаба проблемы, с которой ежедневно сталкиваются люди, особенно дети с особыми образовательными потребностями», — сказала Ауданбекова в интервью для этой истории.
«Когда я поехала учиться в Астану, то встретила много людей из других регионов, которые шутили о том, что люди из нашего региона являются мутантами или называли другими неуместными прозвищами только из-за Семипалатинского ядерного полигона. Вся эта стигма заставила меня подумать о будущем людей, которые были фактическими жертвами этих ядерных испытаний», — добавила она.
В школе есть четыре различные программы, ориентированные на индивидуальные потребности детей, аспект, который Ауданбекова считает первостепенным. На этом этапе команда фокусируется на уровне начальной школы.
В своем проекте она стремится обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и преодолеть растущий разрыв в образовании между городскими и сельскими районами.
Проведение психологических и физиологических тестов является одним из первых этапов в принятии решения о том, какая программа подходит ребенку.
Масштабы проблемы
Мы решили провести социологическое исследование проблемы, чтобы понять ее масштабы. Мы работаем над этим и будем корректировать программы, которые мы уже подготовили, к результатам исследования», — сказала она.
Школа планирует технический запуск в ближайшее время и торжественное открытие в сентябре.
«Мы реконструируем бассейн, открываем массажный кабинет, нанимаем логопедов для детей и проводим различные мероприятия, такие как японский волейбол и открытая игровая площадка», — добавила она.
Помимо детей, Ауданбекова также планирует обучать родителей тому, как «стимулировать детей к достижению наивысшего потенциала». Она сослалась на опрос, проведенный школой ее матери, который показал, что четверть детей имеют особые образовательные потребности.
«Родители этих детей осознали, что у них есть особые образовательные потребности. Но они не знали, как правильно содержать своих детей, не отправляя их в специальные исправительные школы. Они думали, что лучший способ для них — игнорировать эти проблемы и отправлять детей в общеобразовательные школы», — сказала она.
Однако побудить родителей отправлять детей в специальные школы трудно. Команда Ауданбековой полагается на социальные сети, чтобы повысить осведомленность о своем проекте.
«Только десять родителей решили доверить нам будущее своих детей. Мы ценим даже этих десяти родителей», — добавила она.
Подробнее о премии
Говоря о премии, Ауданбекова сказала, что было «очень интересно» стать финалистом и встретить единомышленников и высококвалифицированных специалистов. Премия PACEY проводится ежегодно совместно с Базельским форумом мира и Базельским межпоколенческим форумом по вопросам мира, климатических действий и ядерного разоружения.
«Мы очень благодарны и гордимся тем, что представляем наш проект в таком глобальном масштабе. Это была прекрасная возможность послушать истории других людей, их проекты и их способы помощи людям во всем мире», — сказала Ауданбекова.
Победители в проекте
Победителями стали «Мир в наших школах» (Грузия), «Усынови дерево, а не оружие» (Демократическая Республика Конго) и «Рассказывание историй как катализатор действий для мира, любви и климатической справедливости в регионе MENA» (Ближний Восток и Северная Африка).
«Мы установили много полезных контактов с людьми со всего мира и даже с людьми из Казахстана, которые интересуются нашей сферой, но мы не знали об этом», — добавила она.
Хотя проект, возможно, все еще находится в зачаточной стадии, Ауданбекова с оптимизмом смотрит на будущие планы.
«В будущем мы хотели бы проводить занятия с выпускниками ведущих международных и казахстанских вузов в качестве преподавателей. Это поможет детям понять, что существует большое разнообразие больших возможностей, и им нужно учиться и усердно работать, чтобы эти возможности сбылись», — сказала она.
По словам Маржана Нуржана, заместителя директора Базельского офиса мира и соучредителя Youth Fusion, глобальной молодежной сети за отмену ядерного оружия, более 80 молодежных проектов подали свои заявки.
«Девять финалистов – это лишь образец качества и уровня молодежных действий по этим важным для человечества и планеты вопросам», – сказал Нуржан, который также из Казахстана. «Премия PACEY поддерживает инновационные проекты, которые дают молодежи возможность руководить преобразующими действиями в области мира, климатической безопасности и разоружения».