АСТАНА — 5 января Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел Казахстана представили свои отчеты о расследовании трагических январских событий, потрясших страну ровно год назад.
Спустя год после самых сильных беспорядков, которые страна видела за годы независимости и в результате которых погибли по меньшей мере 238 человек, включая 19 сотрудников правоохранительных органов, мнения о реальной картине происходящего в первые дни января 2022 года по-прежнему расходятся. 5 января генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов и министр внутренних дел Марат Ахметжанов рассказали о своей хронологии событий и последних подробностях.
Что произошло?
Январские события, также известные как «Кванды Кантара» (кровавый январь), начались 2 января в небольшом городе Жанаозен в богатой нефтью Мангыстауской области на западе Казахстана. Люди вышли на улицы из-за резкого повышения цен на сжиженный газ с 60 тенге (0,13 долл. США) до 120 тенге (0,26 долл. США) за литр, которое правительство вынуждено было устранить позднее.
Но протесты распространились на другие города, включая крупнейший город страны и бывшую столицу Алматы. По словам Асылова, мирные протесты были «захвачены организованными преступными группировками» в результате того, что руководство страны назвало «попыткой государственного переворота». Он сказал, что большинство участников протестов были моложе 30 лет.
В ночь с 5 на 6 января был захвачен аэропорт Алматы, повреждены или сожжены десятки административных зданий.
«Сейчас мы можем сказать, что в условиях управляемого хаоса операция по смещению высшего руководства страны была тщательно спланирована», — сказал Асылов 5 января, отчитываясь перед депутатами Мажилиса, нижней палаты парламента Казахстана. «Фактически, это была попытка государственного переворота».
Выступая с докладом, министр внутренних дел Казахстана Марат Ахметжанов сообщил, что в ночь на 5 января в нескольких регионах были организованы митинги, перекрыты автомобильные и железные дороги, блокированы вокзалы и аэропорты.
«В то же время в городах Тараз, Актобе, Атырау, Шымкент, Уральск здания акиматов были закрыты. [city hall] как символ государственной власти, подверглись нападениям. Повсеместно против рабочих применялось насилие, в результате чего многие получили серьезные травмы. Были повреждены здания, служебные автомобили и камеры видеонаблюдения. Одним словом, это совсем не мирный митинг», — сказал министр.
В тот же день президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил чрезвычайное положение, которое продлилось до 19 января, с комендантским часом, временными ограничениями на передвижение и запретом на проведение массовых мероприятий. Также был введен критический красный уровень террористической опасности и антитеррористическая операция на всей территории Казахстана.
6 января Токаев обратился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), альянсу Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, с просьбой направить миротворческие войска для охраны стратегических объектов. Это был первый случай, когда ОДКБ использовала свое миротворческое положение, предусмотренное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Соглашением о миротворческой деятельности от 6 октября 2007 года.
Миротворческие контингенты из Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана сначала были развернуты в столице, а затем передислоцированы для охраны Алматы, пока последний контингент не покинул страну 19 января. Миссия насчитывала более 2 000 офицеров и 250 единиц военной техники.
Комментируя применение смертоносной силы против протестующих, Асылов сказал, что огонь был открыт до выступления президента.
«На самом деле, сотрудникам правоохранительных органов не нужна специальная команда, чтобы стрелять в преступников. В законах «О правоохранительной деятельности», «О национальной гвардии», «О противодействии терроризму» есть четкие нормы, которые позволяют огнем отражать нападение, если есть угроза жизни и здоровью. Именно такая ситуация произошла 5 января», — сказал Асылов.
Главные виновники
Согласно отчету, представленному Асыловым, беспорядки были «организованы организованными преступными группами». Однако он представил мало новых подробностей, кроме тех, что уже были известны до вчерашнего слушания в Мажилисе.
«Могу только сказать, что на протяжении 2021 года шла скрытая подготовка исполнителей к радикальным мерам. Среди исполнителей были организованные преступные группировки. Они вербовали людей, вооружались, покупали рации и автомобили. Следствие установило, что в этой подрывной работе участвовали некоторые сотрудники силовых структур», — сказал Асылов.
Карим Масимов, который возглавлял Комитет национальной безопасности во время беспорядков и был уволен в январе 2022 года, находится под судом по обвинению в государственной измене и превышении полномочий. Асылов сказал, что не может раскрыть подробности, так как дела против Масимова, бывшего министра обороны Мурата Бектанова и еще 16 человек засекречены.
Подробности расследования
Ахметжанов сообщил, что полиция расследовала 4623 уголовных дела, связанных с январскими беспорядками. Большинство из них — это такие преступления, как убийства, кражи, незаконный оборот оружия, хулиганство и умышленное повреждение чужого имущества.
Было опрошено более 20 000 граждан, назначено более 5 000 экспертиз.
Он также сообщил, что из 983 человек, задержанных по уголовным делам, 502 были переданы специальным прокурорам.
«Перед судом предстал 631 обвиняемый. Из них осуждено 599 человек, в том числе 455 — к ограничению свободы, 132 — к лишению свободы, шесть — к общественным работам и шесть — к штрафу», — сказал министр.
Говоря об оружии, которое было похищено, когда отделы милиции в нескольких областях были оставлены без присмотра, Ахметжанов сказал, что было похищено 2 960 единиц оружия и около 63 000 единиц боеприпасов, и министерство продолжает поиски.
«Ликвидировано более 200 тайников, в которых находилось 4160 единиц оружия и 57 тысяч боеприпасов. Сейчас выявлено 964 единицы оружия, похищенного в январе. Оставшиеся 3 196 единиц, в том числе семь гранатометов и пулемет, проверяются», — сказал министр.
Также поступали сообщения о пытках, применяемых сотрудниками милиции к задержанным, но до суда дошли лишь единицы.
По словам Асылова, по заявлениям граждан возбуждено 329 уголовных дел, связанных с пытками. В настоящее время в суде находятся дела о пытках 27 человек в отделениях полиции и изоляторах временного содержания Алматинской области.
Нанесенный ущерб
Отвечая на вопрос депутата о нанесенном ущербе, первый вице-премьер Роман Скляр сообщил, что на восстановление ущерба был выделен 31 млрд. тенге (66,1 млн. долларов США). Тридцать семь объектов были восстановлены, а мэрия Жетисуского района, как ожидается, будет восстановлена в январе.
В целом, все 356 коммерческих объектов, которые были повреждены, были восстановлены. 16,7 млрд. тенге (35,6 млрд. долларов США) было компенсировано 1 789 предприятиям, обратившимся за компенсацией ущерба.
Официальные комментарии
В сообщении на своем Telegram-канале 5 января государственный советник Эрлан Карин написал, что «реакционные силы воспользовались изначально мирными протестами», и их главной целью было «обратить вспять проводимые реформы и сохранить старый порядок».
«Наша страна тогда столкнулась с угрозой скатывания в хаос и анархию. Это был буквально вопрос нескольких минут. Без всякого преувеличения, на карту было поставлено сохранение нашей государственности», — писал он, выражая большие надежды на продолжение процессов демократизации.
Выслушав официальную версию событий на заседании Мажилиса, председатель Мажилиса Ерлан Кошанов подчеркнул важность того, чтобы январская трагедия не повторилась. Кошанов сказал, что это был «заговор против независимости». «И только благодаря решительным шагам Президента, единству и солидарности нашего народа, героизму простых милиционеров, врачей, волонтеров и многих других, мы защитили свою государственность и не позволили стране погрузиться в хаос», — сказал он.
Депутат Мажилиса Ерлан Саиров отметил, что январские события начались с мирных протестов граждан, уставших от системной несправедливости.
«Мирные, обоснованные требования этих граждан были использованы реваншистами. В результате их политических и экстремистских провокационных действий произошли массовые беспорядки и вооруженные нападения на государственные органы», — сказал он на заседании Мажилиса.