БРАЗИЛИЯ, 1 января (Рейтер) — Луис Инасио Лула да Силва был приведен к присяге в качестве президента Бразилии в воскресенье, выступив с резким обвинением в адрес крайне правого бывшего лидера Жаира Болсонаро и пообещав кардинально изменить курс, чтобы спасти страну, страдающую от голода, бедности и расизма.
Выступая в Конгрессе после официального вступления в должность главы крупнейшей страны Латинской Америки, левые заявили, что демократия является истинным победителем президентского голосования в октябре, когда он сместил Болсонару в ходе самых напряженных выборов за последнее поколение.
Болсонаро, который в пятницу улетел из Бразилии в США, отказавшись признать свое поражение, настучал по клеткам молодой бразильской демократии необоснованными заявлениями о слабостях избирательной системы, что породило агрессивное движение отрицателей выборов.
«Демократия одержала великую победу на этих выборах, преодолев… самые жестокие угрозы свободе голосования и самую отвратительную кампанию лжи и ненависти, затеянную с целью манипулирования и смущения избирателей», — заявил Лула законодателям.
Лула, который находился за решеткой во время инаугурации Болсонаро в 2019 году по обвинению в коррупции, которое впоследствии было отменено, выступил с завуалированной угрозой в адрес своего предшественника.
«Мы не несем в себе никакого духа мести против тех, кто пытался подчинить нацию своим личным и идеологическим замыслам, но мы будем гарантировать верховенство закона», — сказал Лула, не называя Болсонаро по имени. «Те, кто ошибался, ответят за свои ошибки».
Он также обвинил администрацию Болсонару в совершении «геноцида», не сумев должным образом отреагировать на вирус COVID-19, который убил более 680 000 бразильцев.
«Ответственность за этот геноцид должна быть расследована и не должна остаться безнаказанной», — сказал он.
Хотя поездка Больсонаро во Флориду защищает его от любой непосредственной юридической опасности в Бразилии, он теперь сталкивается с растущими судебными рисками — связанными с его антидемократической риторикой и обращением с пандемией — после потери президентского иммунитета, говорят эксперты в области права.
Планы правительства Лулы представляли собой резкий контраст с четырьмя годами правления Больсонаро, которые характеризовались отступлением от защиты окружающей среды в тропических лесах Амазонки, смягчением законов об оружии и ослаблением защиты коренных народов и меньшинств.
Лула заявил, что он хочет превратить Бразилию, одного из ведущих мировых производителей продовольствия, в «зеленую» сверхдержаву.
ПОДДЕРЖКА США
В своих первых решениях на посту президента Лула восстановил полномочия правительственного агентства по охране окружающей среды Ibama по борьбе с незаконной вырубкой лесов, которые были размыты Болсонаро, и отменил меру, поощрявшую незаконную добычу полезных ископаемых на охраняемых землях коренных народов.
Он также разморозил фонд «Амазония» стоимостью в миллиард долларов, финансируемый Норвегией и Германией для поддержки проектов устойчивого развития, подкрепляя свою приверженность прекращению вырубки лесов в Амазонии, которая при Болсонаро выросла до 15-летнего максимума.
Администрация президента США Джо Байдена, у которого мало общего с Болсонаро и который недоволен его неэффективной экологической политикой, пожелала Луле и его вице-президенту Жеральдо Алкмину успехов.
«Мы с нетерпением ждем продолжения крепкого американо-бразильского партнерства в области торговли, безопасности, устойчивости, инноваций и инклюзивности», — написал в Твиттере государственный секретарь США Энтони Блинкен. «За светлое будущее для наших стран — и всего мира».
Король Великобритании Чарльз поздравил Лулу с возвращением на пост президента в письме, в котором предложил углубить сотрудничество с Бразилией, особенно в области окружающей среды.
«Меня воодушевило то, что в своей победной речи и на COP27 вы подчеркнули настоятельную необходимость борьбы с климатическим кризисом», — написал король в письме, обнародованном британским посольством.
После принесения присяги Лула отправился на открытом Rolls-Royce во дворец Планалто, где поднялся по пандусу вместе со своей женой и разнообразной группой, в которую входили вождь племени каяпо Раони Метуктире, молодой чернокожий мальчик, повар и инвалид.
Затем Лула получил президентский пояс — чрезвычайно символичный акт в Бразилии, о котором Болсонаро неоднократно заявлял, что никогда не сделает этого, — от Алины Соузы, чернокожей уборщицы мусора.
Десятки тысяч людей, собравшихся на эспланаде Бразилиа, ликовали, когда Лула вытирал слезы.
В последующей речи он пообещал объединить поляризованную страну и управлять в интересах всех бразильцев.
«Не существует двух Бразилий», — сказал Лула. «Мы — одна страна, одна великая нация».
Лула сказал, что он будет осмотрителен в финансовом отношении, но дал понять, что его основное внимание будет сосредоточено на ликвидации голода и уменьшении разгула неравенства. Он также сказал, что намерен улучшить права женщин, бороться с расизмом и рабским наследием Бразилии.
«Это будет отличительной чертой нашего правительства», — сказал он.
Союзники сказали, что вновь обретенное социальное сознание Лулы стало результатом его 580 дней в тюрьме, Reuters сообщило в воскресенье.
СТРОГАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В своих первых указах Лула отменил более мягкую политику Болсонаро в отношении оружия, которая привела к резкому росту числа владельцев оружия.
«Бразилия не хочет больше оружия, она хочет мира и безопасности для своего народа», — сказал он.
Инаугурация Лулы проходила в условиях повышенной безопасности.
Некоторые сторонники Болсонаро утверждают, что выборы были украдены, и призывают к военному перевороту, чтобы остановить возвращение Лулы к власти в обстановке вандализма и насилия.
В канун Рождества сторонник Болсонаро был арестован за изготовление бомбы, которая была обнаружена на грузовике с авиационным топливом у входа в аэропорт Бразилиа, и признался, что хотел спровоцировать военную интервенцию.
Из-за антидемократических протестов поддержка Болсонаро среди многих бывших союзников испарилась.
В субботу вечером действующий президент Гамильтон Моурао, который в то время был вице-президентом Болсонаро, раскритиковал своего бывшего босса за то, что тот позволил антидемократическим настроениям процветать после выборов.
«Лидеры, которые должны были успокаивать и объединять нацию… позволили молчанию или неподходящему и пагубному протагонизму создать атмосферу хаоса и социальной дезинтеграции», — сказал Моурао.
Победа Лулы на выборах ознаменовала потрясающее политическое возвращение, обеспечив ему беспрецедентный третий срок после перерыва, в течение которого он провел полтора года за решеткой.
В течение двух предыдущих президентских сроков (2003-2010 гг.) бывший профсоюзный лидер вывел миллионы бразильцев из нищеты во время сырьевого бума, который стимулировал экономику страны.
Теперь перед ним стоит сложная задача улучшить стагнирующую экономику Бразилии и одновременно объединить разделенную страну.
«От Лулы многого ждут», — сказал Креомар де Соуза, директор консалтинговой компании Dharma Political Risk в Бразилиа. «Ему предстоит нелегкая миссия по восстановлению нормальности и предсказуемости в Бразилии, и, прежде всего, быстрое достижение результатов, которые улучшат качество жизни ее жителей».