Правительство Казахстана назвало сроки, когда в стране закончится дефицит дизеля. Также стало известно, кого наказали из-за этой проблемы. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
В состав специальной комиссии премьер-министра, которой поручено обеспечить бесперебойные поставки дизельного топлива во все регионы Казахстана, входят представители ключевых государственных ведомств и национальных компаний.
Нехватка важного вида топлива в стране обусловлена целым рядом факторов. В первую очередь, к дефициту привело повышенное потребление топлива транзитным зарубежным транспортом. Кроме того, перелив дизельного топлива в соседние страны вызвал значительный разброс цен, что вывело топливо за пределы страны.
Стоимость дизельного топлива в Казахстане намного дешевле (230-260 тенге за литр), чем в других близлежащих странах. В Узбекистане, Кыргызстане и России цена на дизельное топливо намного выше (до 440 тенге.).
Были зафиксированы факты, когда отечественные нефтебазы продавали дизельное топливо по цене выше его розничной стоимости, что привело к снижению реализации топлива в регионах, так как его покупка стала невыгодной для АЗС.
Кроме того, были выявлены системные упущения и недостатки в производстве, маркетинге и логистике со стороны «КазМунайГаза», Petrosun и нефтеперерабатывающих заводов.
Для нормализации ситуации и обеспечения внутреннего рынка достаточным количеством горюче-смазочных материалов принят ряд мер. К ним относятся:
- Увеличение производства дизельного топлива, до 5,2 млн тонн в этом году;
- Увеличение отгрузки дизельного топлива с нефтеперерабатывающих заводов;
- Достигнуто соглашение между Фондом «Самрук-Казына» Фондом и АО НК «КазМунайГаз» о поставке дополнительных объемов дизельного топлива;
- Планируется расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ;
- Поэтапный переход на новую схему работы НПЗ, запланированный на 2023 год, при которой нефть будет поставляться на НПЗ непосредственно недропользователями или путем прямой закупки НПЗ.
Кроме того, Министерство энергетики и другие крупные сети АЗС открыли колл-центры, куда казахстанцы могут сообщать о фактах необоснованного завышения цен и отказов в продаже ГСМ. Это попытка обеспечить справедливое отношение к гражданам при покупке этих товаров.
Председателю правления АО «КазМунайГаз» Мирзагалиеву и вице-министру энергетики Магауову был объявлен выговор за непринятие своевременных мер. Дисциплинарные меры также были приняты в отношении ряда сотрудников Министерства энергетики и КМГ.
Дефицит дизеля, выговоры и решение: мнение
Правительство объявило выговор главе КМГ Магзуму Миргазагиеву и вице-министру энергетики Асету Магауову за очередной дефицит дизельного топлива в Казахстане. Этот последний инцидент — лишь один в длинной череде проблем с нехваткой топлива в стране.
Официальные лица не дали четкого объяснения, почему эти нехватки продолжаются, но, похоже, в этом виноваты бесхозяйственность и коррупция. Народ Казахстана устал решать эти проблемы, и он призывает правительство принять меры.
Правительство ввело новое ограничение на экспорт нефтепродуктов сроком на 6 месяцев. Однако это не является долгосрочным решением проблемы. Правительству необходимо устранить корень проблемы в отрасли. Это поможет добиться того, чтобы проблема не возникала каждый год.
Среди экспертов есть мнение, что правительство может долгообъявлять выговоры, увольнять заместителей министров и т.д. Однако, как показывает практика, эти меры неэффективны и не дадут долгосрочного эффекта.
Недавнее решение Министерства энергетики о дифференциации тарифов на местные и транзитные перевозки не улучшило ситуацию, поскольку основано на нерыночных принципах и не учитывает проблему сдерживания цен. Кроме того, как показала практика, введение экспортных ограничений не решает проблему оттока топлива в соседние страны через транзитные маршруты.
Правительство не сможет избежать ежегодного дефицита и принятия половинчатых мер, пока не осознает, что суть проблемы заключается в бездействии, как в плане создания дополнительного предложения на рынке, так и в плане создания конкурентной среды.
Трудно поверить, что Казахстан сможет войти в единое топливное пространство ЕАЭС в ближайшем будущем, поскольку в других странах стоимость топлива значительно выше, чем у нас.
Читайте также: