Казахстанцы подверженны фейкам, больше 52% никогда не проверяли новости на достоверность

С 26 ноября по 7 декабря 2022 года Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE провело углубленный опрос граждан Казахстана, чтобы лучше понять, как воспринимается и распространяется ложная или недостоверная информация (фейки) в СМИ и социальных сетях, сообщает Bizmedia.kz.

Казахстанцы подвержены риску воздействия фейков и дезинформации

Комплексное исследование, проведенное компанией DEMOSCOPE, показало, что значительная часть населения Казахстана уязвима перед риском ложной и неточной информации. Данные, полученные в ходе опроса, показали, что около половины участников испытывают трудности с распознаванием вводящего в заблуждение контента. Демографическая группа с наиболее высокой способностью распознавать дезинформацию была определена как молодые в возрасте 18-24 лет.

Несмотря на то, что незначительное большинство граждан считает, что они могут легко распознать фальшивые новости, реальные цифры говорят о другом. Согласно статистике, 51% признались, что им трудно отличить правду от лжи при чтении новостных статей: 33% заявили, что не всегда могут определить ложную информацию в Интернете, а 18% признались, что они вообще не могут распознать фальшивые новости. При этом, 41% респондентов заявили, что уверены в своей способности распознавать фальшивые новости.

Как казахстанцы распознают фейки

Результаты опроса показали, что большинство граждан, а именно 52%, не тратят время на проверку источников новостей и установление их подлинности. Из них 44% вообще не утруждают себя проверкой информации, доверяя тем источникам, которые они считают надежными. 8% просто доверяют, по их мнению, надежным источникам. Еще меньшая часть опрошенных, 6%, полагается на информацию от своих знакомых, чтобы определить, являются ли новости правдивыми или ложными. 5% затруднилась ответить на вопрос.

Однако значительная часть респондентов, 37%, все же уделяет время проверке источников информации. Около 27% предпочитают перепроверять новости с другими СМИ и официальными источниками, а 10% обращаются за подтверждением к Google или Яндексу.

Знают ли казахстанцы, что такое фактчекинг

В Казахстане было проведено исследование с целью выяснить, знают ли респонденты, что такое фактчекинг, и могут ли они правильно ответить на вопросы. Однако результаты оказались весьма скудными: только 22% опрошенных смогли определить правильный ответ. Подавляющее большинство (57%) затруднились ответить на вопрос, в то время как 6% посчитали, что фактчекинг это и есть распространение фальшивых новостей, а 3% считали, что это просто освещение новостей.

Эти данные подчеркивают низкий уровень медиаграмотности в Казахстане и говорят о том, что существует значительный риск влияния дезинформации и пропаганды на большое количество людей в этой стране. Другие исследования, например, проведенные компанией Demoscope, также показали аналогичные результаты.

17% респондентов считают, что сталкиваются с фейками практически каждый день

Важно отметить, что значительное количество людей, примерно 17%, сталкиваются с фейками ежедневно, в то время как 54% сталкиваются с неверной информацией время от времени. Напротив, 23% уверены, что редко сталкиваются с недостоверными данными. Участникам опроса было предложено множество вариантов ответа на вопрос о том, какие источники им нравятся и из которых они получают важную социальную информацию, и эти результаты дают интересный взгляд на восприятие обществом различных источников СМИ.

Наиболее популярные медиа

Телевизионные каналы, безусловно, являются наиболее популярной формой СМИ, 61% опрошенных респондентов предпочитают именно их. Второй предпочтительной формой являются цифровые СМИ, 40% респондентов выбрали именно их. На третьем месте — YouTube, который выбрали 20% респондентов. Другие варианты включают родственников и друзей — 13%, Facebook — 6% и социальные сети, такие как TikTok и Telegram, — по 7% и 6%. Газеты выбирают всего 7% респондентов. Радио — 3%, другое 2%.

Граждане от 18 до 34 лет главным образом получают новости в интернет-изданиях и YouTube-каналах

Исследование показало, что граждане в возрасте от 18 до 34 лет в основном получают новости из интернета, причем такие источники, как веб-сайты, каналы YouTube, Instagram, TikTok и Telegram, особенно популярны среди тех, кому от 18 до 24 лет. На вопрос о том, где они чаще всего сталкиваются с фальшивой информацией, большинство (41%) респондентов ответили, что они более осторожны при чтении статей в интернете, в то время как 29% заявили, что с осторожностью относятся к новостям на телевидении. YouTube назвали источником дезинформации 22% респондентов.

Если говорить об антирейтинге источников, которым люди доверяют, то близкие знакомые, члены семьи и друзья занимают первое место с долей 13%. За ними следуют контент, размещенный в Instagram (11%), короткие видео на TikTok (8%), сообщения, отправленные через Telegram (3%), истории, рассказанные на Facebook (3%), печатные газеты (3%), радио (2%) и другое (8%).

Заключение

Анализируя собранные данные, был сделан вывод, что существует тесная связь между частотой потребления информации и ее достоверностью. Это лишь подчеркивает тот факт, что при сборе фактов из любого источника следует быть исключительно внимательным, так как необоснованные утверждения можно найти везде

Исследование также показало, что население Казахстана очень уязвима к дезинформации, и во времена геополитических потрясений очень важно предпринять шаги по повышению медиаграмотности и просвещению людей о важности проверки информации, прежде чем принимать ее за истину. Этого можно добиться путем включения обучения медиаграмотности в школы, университеты и дошкольные учреждения по всему Казахстану.

Казахстан и Россия обсудили устранение торговых барьеров
23 ноября 2024 в 15:18
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Ложное сообщение о минировании подняло тревогу в Талгарском районе
23 ноября 2024 в 13:36
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
В Казахстане пересмотрят приказы Минобороны
23 ноября 2024 в 12:58
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
22 ноября 2024 в 21:09
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
22 ноября 2024 в 21:03
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Истребительная авиация Казахстане проведет учебные полеты над столицей
23 ноября 2024 в 17:40
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Сколько дней отдыха у казахстанцев в предстоящем декабре
20 ноября 2024 в 11:30
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Денежный код. Как привлечь деньги в свою жизнь
14 июля 2022 в 09:45
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Житель Усть-Каменогорска подал в суд на правительство из-за смены часового пояса: что ответил министр
19 ноября 2024 в 13:11
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
На Казахстан надвигается сибирский антициклон с морозами до 20 градусов
22 ноября 2024 в 13:46
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
В Усть-Каменогорске обнаружен сильный выброс ядовитого газа
22 ноября 2024 в 09:23