Визит Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева во Францию в конце ноября мог бы позволить наладить партнерство в ядерной области. Астана также может служить каналом связи с Кремлем.
Дата публикации: 25 ноября 2022 г.
Автор: Микаэль Левистон, младший научный сотрудник Центра Россия/ННГ во Французском институте международных отношений (IFRI), автор исследования о связности в Центральной Азии
Как Франция может воспользоваться ослаблением влияния Москвы в Центральной Азии
Центральная Азия подвержена последствиям двух самых серьезных на данный момент международных кризисов: в Афганистане, вновь перешедшем под контроль талибов 15 августа 2021 года, и в Украине, захваченной Россией 24 февраля 2022 года.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), оборонный пакт, созданный Кремлем в 2002 году в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), Восточной Европе (Беларусь) и на Кавказе (Армения), все еще существует, но его заметное бездействие во время недавней эскалации военных действий на границах между Азербайджаном и Арменией, с одной стороны, и между Таджикистаном и Кыргызстаном, с другой, подчеркивает неспособность России (на данном этапе конъюнктурную) взять на себя традиционную роль обеспечения безопасности в зонах южнее своих границ.
Тем не менее, эта ситуация дает по обе стороны Каспийского моря глоток свежего воздуха для соперничающих с Россией держав: например, Китая, заверившего в своей неизменной поддержке РК (чей суверенитет оспаривался некоторыми российскими политиками с начала война в Украине); Турции, безусловного союзника Азербайджана на Кавказе, которая с весны этого года сблизилась в Центральной Азии с РК и Узбекистаном в военном плане; наконец, Соединенных Штатов, которые в августе направили в Таджикистан нового главу американского Центрального командования (ЦЕНТКОМ) генерала Майкла Эрика Куриллу, а в сентябре в Армению — спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси.
«Многовекторная» дипломатия
Что касается Казахстана, то очевидное стремление его руководства с начала войны на Украине к формированию альтернативных партнерских отношений в сфере безопасности и экономики звучит как углубление «многовекторной» дипломатии, проводимой Астаной с середины 1990-х годов. Это желание сопровождается недвусмысленными публичными заявлениями относительно действий президента Путина в Украине.
С первых недель конфликта Астана продемонстрировала свой отказ – на основе своей приверженности Уставу Организации Объединенных Наций и уважения международного права – признать независимость самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик, и эта позиция была повторно озвучена в отношении других регионов Украины – Запорожской и Херсонской областей, аннексированных Россией.
Война в Украине могла бы косвенно поспособствовать укреплению существующего сотрудничества между Казахстаном и ЕС. В плане торговли Европа, явно опережая Россию и Китай, является ведущим партнером Астаны, с которым она реализовала товарооборот на 26 миллиардов евро в 2021 году.
Казахстан и Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве
Напомним также, что на сегодняшний день РК является единственной страной Центральной Азии, которая подписала с ЕС Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), вступившее в силу в 2020 году. На фоне роста китайско-европейской торговли Казахстан призван служить хабом в сферах транспорта и логистики между Старым Континентом и Срединной Империей, которая теперь делает бóльшую ставку на маршрут Новых Шелковых путей, пролегающих через территорию Казахстана, нежели на маршрут, проходящий по территориям России и Беларуси.
Переориентация части китайско-европейских торговых потоков через РК способно даже развивать новые направления транскаспийского сотрудничества, в частности с Азербайджаном, в части экспорта казахстанской нефти на европейские рынки.
Энергетическое сотрудничество РК и ЕС не ограничивается углеводородным сектором (для которого безусловно и несмотря ни на что российская территория остается основным пространством для транзита казахстанского экспорта): европейские компании внедряют в Казахстане проекты в сфере зеленого водорода (например, немецко-шведский консорциум Svevind, который размещается в западной части страны), в этом же направлении во время COP27 в Шарм-эль-Шейхе Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и Премьер-Министр РК Алихан Смаилов заключили стратегическое партнерство.
Франция и ее влияние
В случае с Францией дальнейшее сотрудничество с флагманской державой Центральной Азии, подписавшей Договор о стратегическом партнерстве с Парижем в 2008 году, имеет особый смысл в нынешних условиях, и это по нескольким причинам.
Во-первых, РК рассматривается как естественный партнер Франции в связи с желанием Президента Республики Эмманюэля Макрона расширить парк атомных электростанций своей страны, чтобы претендовать на полную энергетическую независимость в течение следующего десятилетия. Казахстан через свой горнодобывающий холдинг «Казатомпром» зарекомендовал себя как ведущий мировой экспортер урана, обеспечивающий почти 40% мировых поставок этого ресурса. Со своей стороны, Франция могла бы предоставить Казахстану, проявляющему интерес к перспективе приобретения АЭС, свой опыт в этом вопросе.
Во-вторых, в Казахстане наблюдается реформаторский импульс. Президент Токаев организовал конституционный референдум 5 июня 2022 года, чтобы проложить путь к «Новому Казахстану». Ограничение президентского мандата невозобновляемым семилетним сроком, социальные меры (пенсионная реформа, поддержка молодежи) и либерализация экономики (в частности, с целью поощрения предпринимательства) предвещают глубокие перемены. Франция может поддержать этот новый импульс в стране, которая, как и другие республики Центральной Азии, была вдохновлена моделью французской Конституции от 4 октября 1958 года для принятия собственного Основного закона сразу после провозглашения своей независимости 16 декабря 1991 года.
В-третьих, если российско-казахстанские отношения и улучшаются, то Казахстан, являющийся, наряду с Кыргызстаном, редким в Центральной Азии государством, которое вместе с Россией входит все основные региональные организации, может выступить посредником в переговорах с Кремлем. Такую роль Астана, в частности, сыграла во время российско-турецкого кризиса 2015-2016 гг. Это позволило бы Казахстану облачиться в костюм дипломатического посланника в Россию, а Франции, постоянно выступающей вопреки всему за продолжение диалога со всеми сторонами конфликта в Украине, обзавестись дополнительным каналом связи с Кремлем.
Заключение
В общем, визит казахстанского Президента в Париж представляет для Франции редкую возможность с начала конфликта в Украине добиться сближения с очень близким к России союзником, который в последние месяцы занял смелую позицию, и с которым существуют важные и естественные перспективы для углубления экономического сотрудничества.