Анализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто

На дорогах Казахстана всё ещё очень много старых авто: половина автопарка — старше 20 лет. А вот количество новых — выросло на 12% за год. Это уже почти 14% от автопарка страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто, на 3,5% меньше, чем год назад, говорится в исследовании Energyprom.kz.

В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней», плюс 11,7% за год.

В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.

При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).

Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора.

Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны.

А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.

Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тыс. до 1,8 млн тг.

Как пытаются решить проблемы старых авто в Казахстане

Однако, например, взымается экологический налог на транспорт: в частности, в Великобритании он варьируется от 10 фунтов до 2365 фунтов в год в зависимости от типа двигателя и количества выбросов CO2 на километр, а в Германии составляет 2 евро на 1 грамм выбросов CO2.

Для справки: в Казахстане ежегодный налог на такие популярные автомобили как Toyota Corolla и Hyundai Solaris с объёмом двигателя 1,6 л составит менее 10 тыс. тг, а на Toyota Camry с объёмом 2,5 л — 21,9 тыс. тг. В то же время, к примеру, в Великобритании, в зависимости от типа двигателя и выбросов CO2 на км, налоги на Toyota Corolla (1,6 л), Hyundai Solaris (1,6 л) и Toyota Camry (2,5 л) со второго года составят по 89,5 тыс. тг (165 фунтов стерлингов).

А в первый год налоги на Toyota Corolla и Hyundai Solaris и вовсе составят 317,4 тыс. тг (585 фунтов стерлингов) из-за выбросов в пределах 151–170 г на км, а на Toyota Camry — уже 512,7 тыс. тг (945 фунтов стерлингов), с учётом выбросов в рамках 171–190 г на км.

В Германии, в зависимости от объёма двигателя и выбросов CO2, ежегодный налог на Toyota Corolla (1,6 л) составит 79,3 тыс. тг (171 евро), на Hyundai Solaris (1,6 л) — 74,7 тыс. тг (161 евро), а на Toyota Camry (2,5 л) — уже 101,2 тыс. тг (218 евро).

Еще один важный момент: сегодня сборы, особенно чувствительные для устаревших автомобилей, не только защищают дороги РК от повышенной аварийности и экологической нагрузки, но и призваны поддержать отечественный автопром, который в последние годы вышел на стабильной и весьма неплохой рост.

Показательный пример важности такой политики и негативных последствий при её отсутствии — Украина. С одной стороны, автопром Украины после отмены государством заградительных мер для защиты отечественных автопроизводителей существенно сократил выпуск автомобилей: с более чем 400 тыс. автомобилей в год в 2008 году до лишь порядка 8 тыс. за 2021 год. С другой стороны, из почти 500 тыс. импортированных и прошедших первичную регистрацию автомобилей на подержанные приходится сразу 80%.

Еще сравнение и анализ

Однако есть и вполне позитивный обратный пример: соседний Узбекистан. В этой стране автопром пользуется всецелой поддержкой государства, и продолжает расти и развиваться. Более того, в текущем году Узбекистан снизил таможенные пошлины на новые автомобили возрастом до 1 года вдвое — с 30% до 15%.

Ещё пример удачной политики — Южная Корея: страна закрыла импорт иностранных автомобилей с момента зарождения своего автопрома, и отменила запрет лишь к 2012 году, сумев сначала стать конкурентноспособной не только на внутреннем рынке, но и в мире. Так, по данным Международной организации автопроизводителей OICA Южная Корея сейчас занимает одну из лидирующих позиций по производству автотранспортных средств: за 2021 год страна замыкала ТОП-5 с 3,5 млн произведённых машин.

Заметим: вклад автомобильной промышленности в глобальную экономику весьма ощутим, даже с учётом трудностей отрасли, связанных с дефицитом полупроводников и логистическими проблемами. Согласно исследованию «ПромРейтинг», 15% мирового ВВП суммарно или косвенно приходится на автопром, а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей.

Так, к примеру, в странах — лидерах по продажам новых легковых автомобилей за 2021 год доля автомобильной промышленности в ВВП варьируется от 3% (в США) до 10% (в Китае, Японии и уже упомянутой Южной Корее).

Но сейчас определённо не время подрывать только вставшее на ноги отечественное производство. Сравним: в уже упомянутом Узбекистане доля автопрома от обрабатывающей промышленности в 2021 году составила 8,5% (и 4,5% от ВВП в 2020 году), в то время как в Казахстане — пока лишь 4,4%.

Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет (и это уже видно) не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тыс. новых авто.

К слову, из-за нехватки новых автомобилей спрос на подержанные легковые автомобили вырос во всем мире. В частности, в США был отмечено рекордное подорожание б/у-автомобилей: на 14,1% за год. В соседней же России цены выросли сразу на 72% за год. Те подержанные автомобили, которые могут быть в итоге проданы в Казахстан по остаточному принципу, улучшить местный автопарк точно не смогут.

Количество и возраст автомобилей подсчитали в Казахстане

Количество транспортных средств в Казахстане и их возраст подсчитали в Бюро национальной статистики.

«По состоянию на 1 апреля количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило 4 миллиона 366,9 тысячи единиц. Из них 87,8 процента — легковые автомобили, 10,4 процента — грузовые автомобили, 1,8 процента — автобусы», — говорится в сообщении.

Отмечается, что по состоянию на 1 апреля для обеспечения движения легковых автомобилей в большей степени в качестве топлива используется бензин — 87,9 процента, дизельное топливо — 1,9 процента, смешанное топливо — 7,9 процента.

«На 1 апреля в Казахстане преобладают автомобили с годом выпуска, превышающим 20 лет — 50,5 процента, с годом выпуска от 10 до 20 лет — 21,1 процента, от 7 до 10 лет — 14,5 процента, с годом выпуска, не превышающим 3 года — 7,2 процента, с годом выпуска от 3 до 7 лет — 6,4 процента», — заключили в бюро.

Читайте также:

Северо-Казахстанская область стала лидирующей по низкой стоимости на продукты
22 декабря 2024 в 14:02
В ЕНПФ пояснили, почему хранение пенсионных накоплений возможно только в тенге
17 декабря 2024 в 11:31
Минздрав рассказал, как выбрать безопасные сладости для детей на Новый год
22 декабря 2024 в 13:40
В Казахстане изучат влияние часового пояса на здоровье
15 декабря 2024 в 16:47
Юношеский чемпионат Азии пройдет в Казахстане
22 декабря 2024 в 13:02
Что в Казахстане решили по блокировке TikTok
6 июня 2024 в 12:48
Курсы валют на 22 декабря в обменных пунктах Алматы и Астаны
22 декабря 2024 в 12:09
Сколько выходных будет у казахстанцев в 2025 году
17 декабря 2024 в 12:55
Избиение медработника в Костанае: Минздрав обещает не оставить инцидент без внимания
22 декабря 2024 в 11:31
Прокуратурой Акмолинской области защищены права предпринимателей
17 декабря 2024 в 13:08
Погода в Казахстане на 22 декабря: штормовые предупреждения
22 декабря 2024 в 11:04
В Казахстане будут увеличены пенсии с 2025 года
14 ноября 2024 в 10:17
Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование Франку-Вальтеру Штайнмайеру
21 декабря 2024 в 17:35
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на 17 декабря
17 декабря 2024 в 09:14
Бектенов представил нового министра нацэкономики
21 декабря 2024 в 16:33
Какое наказание ждет водителей за выезд в непогоду
17 декабря 2024 в 13:30
Полиция в Жетысуской области ликвидировала нарколабораторию
21 декабря 2024 в 15:40
Насколько увеличатся штрафы в Казахстане с 1 января 2025 года?
17 декабря 2024 в 13:41
Посол в Казахстане от Италии покинул свой пост
21 декабря 2024 в 15:12
Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин провели встречу
14 декабря 2024 в 10:51
Более 2600 человек вышли на уборку снега в Астане
21 декабря 2024 в 14:40
ЕНПФ опубликовал пороги достаточности для использования части пенсионных накоплений на 2025 год
6 декабря 2024 в 11:04
Назначен новый министр нацэкономики Казахстана
21 декабря 2024 в 13:09
Можно ли снять пенсионные деньги, чтобы закрыть кредит в Казахстане
29 ноября 2024 в 17:55