25 C
Алматы
ДомойО серьезномКазахстанцы стали реже покупать авто: почему?

Казахстанцы стали реже покупать авто: почему?

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img

После сильных мартовских показателей в апреле автопродажи в Казахстане просели — минус 8%. Мировой авторынок за это время скатился в минус сразу на 25%. Впрочем, в Казахстане ситуация может выправиться: местные автопроизводители наладили цепочки поставок необходимых комплектующих и наращивают выпуск. Подробности узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Ещё в марте 2022 года казахстанские автодилеры продали 10,8 тыс. новых автомобилей, что сразу на 28% больше по сравнению с мартом 2021 года, в то время как в мире наблюдался спад на 14%, пишут в исследовании Finprom.kz.

  • Однако уже в апреле глобальный автокризис настиг и нашу страну: за месяц в РК было продано 9,2 тыс. новых легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, на 8,4% меньше по сравнению с апрелем 2021 года. Самыми популярными брендами по продажам новых легковых автомобилей в апреле текущего года в Казахстане стали Chevrolet (3 тыс. ед.), Hyundai (1,8 тыс. ед.), Kia (968 ед.), Toyota (950 ед.) и Lada (798 ед.).
Автомобиль.

При этом в мире ситуация заметно плачевнее, чем у нас: так, по данным консалтинговой компании LMC Automotive, за апрель было продано 5,4 млн новых легковых автомобилей — на 24,6% меньше, чем годом ранее, а, к примеру, в странах Восточной Европы (включая Турцию) апрельские продажи упали сразу на 41,2% за год.

Напомним: глобальный автомобильный рынок продолжает отрицательную динамику продаж новых автомобилей, связанную с длительными перебоями в поставках из-за дефицита полупроводников (чипов). Эти перебои усугубляются проблемами логистики из-за нового геополитического кризиса, связанного с военными действиями России в Украине. Кроме того, негативно сказалась на ситуации новая вспышка всё ещё не отступившей пандемии COVID-19 в Китае.

Проблемы отразились и на импортных поставках автомобилей. Общемировые кризисные тенденции очевидны в том числе на примере спада импорта в РК: за первый квартал текущего года в республику завезли всего 12,7 тыс. легковых автомобилей и прочих подобных моторных транспортных средств — сразу на 29% меньше, чем годом ранее. Для сравнения: показатели первого квартала прошлого года демонстрировали почти двукратный рост.

В частности, 37% поставок пришлось на Россию — это 4,7 тыс. авто, на 26% меньше, чем год назад.

Производство авто в Казахстане и мире

В то же время динамика может вновь переключиться на позитивные рельсы: производство новых отечественных легковых автомобилей выросло за год на 19,2% и составило за январь–апрель 2022 года 27,3 тыс. авто. Их сборку в РК осуществляют два главных автозавода — костанайский «СарыаркаАвтоПром» и алматинский Hyundai Trans Kazakhstan, причём именно автомобили производства этих отечественных компаний возглавляют рейтинги всех автопродаж новых легковых по РК.

Казахстанцы стали реже покупать авто: почему? Bizmedia.kz

МИИР РК сообщает, что отечественные автопроизводители планируют выпустить 109 тыс. автомобилей за 2022 год. Для справки: за 2021 год было выпущено 93 тыс. единиц техники.

  • В свою очередь автопроизводители постоянно ведут переговоры с партнёрами по увеличению квот на поставки комплектующих для наших автопредприятий. В частности, ситуацию с ограниченными поставками комплектующих Hyundai Trans Kazakhstan решил в результате переговоров с Hyundai Motor Company из Южной Кореи: это позволит увеличить выпуск автомобилей с июля в два раза, до 4 тыс. ежемесячно, и выйти на полную производственную мощность завода в 45 тыс. авто ежегодно. «СарыаркаАвтоПром» в свою очередь планирует поставлять в автосалоны ежемесячно до 7 тыс. автомобилей.
Казахстанцы стали реже покупать авто: почему? Bizmedia.kz

В денежном выражении производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов за январь–апрель 2022 года составило 305,5 млрд тг. В региональном разрезе более 90% объёма производства ожидаемо пришлись на Костанайскую область — 146,5 млрд тг (завод «СарыаркаАвтоПром») и город Алматы — 130,1 млрд тг (Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto).

  • Тем временем производство автомобильных частей и принадлежностей за год выросло сразу в 3,5 раза и составило за январь–апрель текущего года 97,3 млрд тг. Для сравнения: в аналогичном периоде годом ранее прирост составлял лишь 21%.

Заметим: казахстанский автопром, несмотря на непростые условия, не только наращивает выпуск, но и углубляет местное производство. Большинство стран с развитой автомобильной промышленностью планомерно переходили от крупноузловой к мелкоузловой сборке (CKD), подразумевающей полный цикл производства, включая сварку, окраску и сборку кузовов. Казахстан не стал исключением: так, в текущем году завод «СарыаркаАвтоПром» планирует запустить CKD-производство автомобилей Chevrolet Nexia, Kia Sportage и Lada Granta.

В свою очередь Hyundai Trans Kazakhstan в текущем году освоил мелкоузловое производство модели Hyundai Tucson. На предприятии методом CKD производятся две модели — Hyundai Accent и Hyundai Tucson.

В целом, наравне с обеспечением рынка машинами собственного производства, углубление местного содержания — цель большинства стран, выпускающих автомобили. К примеру, хорошие показатели демонстрирует вьетнамский авторынок — относительно небольшой, но самый быстрорастущий в Юго-Восточной Азии. Доля местного содержания в автопроме Вьетнама составляла в 2018 году 10%, цель — 35%–40%.

  • Автопром получает от правительства значительную поддержку и защиту. Даже после отмены 30%-го налога на импорт авто в 2018 году, правительство Вьетнама ввело так называемый Vehicle Type Approval certification, заметно ограничивающий импорт и соответственно давление на местное производство в момент становления и развития.
Где перекрыты дороги в Казахстане. Bizmedia.kz

Такие меры защиты вполне себя оправдали: по свежим данным, в марте текущего года во Вьетнаме было продано 45,8 тыс. новых автомобилей, большая часть из которых — местного выпуска, что на 16% больше по сравнению с мартом 2021 года.

Впрочем, есть и «плохие» примеры. Так, обратная ситуация сложилась в автопроме Кении. Автомобильные дилеры Кении сталкиваются с острой конкуренцией со стороны импортёров подержанных автомобилей. В основном подержанные автомобили ввозятся из Японии и ОАЭ.

Правительству страны не хватило политической воли чтобы защитить местный автопром. В связи с этим, после выпуска своего первого автомобиля ещё в конце 80-х годов (Nyayo Car), развитие автопроизводства буксует, а речи о наращивании уровня местного содержания вообще не идёт.

В Кении действует четыре предприятия по сборке автомобилей с совокупной производственной мощностью сборки около 46 тыс. единиц в год, однако все они работают ниже производственных мощностей, что сказывается отрицательно не только на выпуске, но и, к примеру, на трудоустройстве кенийцев в этом секторе (заводы обеспечивают работой лишь 1,5 тыс. человек).

Топ-10 продаж новых авто в Казахстане

  • Горячая десятка продаж автомобилей из автосалона продолжает обновляться. Модели-бестселлеры, наличие которых напрямую связано с российским производством, теряют своих покупателей. Это влияет и на общую картину продаж — 8295 машин покинули автосалоны: минус 17.5 % по сравнению с маем 2021 года и минус 10 % в сравнении с апрелем текущего года, сообщается на сайте «Колеса».

И да, второй месяц подряд динамика продаж отрицательная. Из-за дефицита автомобилей, а также нарушений поставок автомобилей из России рынок 2022 года проигрывает прошлому 10 %.

Лидерство модельного зачёта, как и в апреле, держится за седаном узбекского производства, собранным в Костанае, — это Chevrolet Cobalt, продано 2630 машин. А могло и больше, были бы они в наличии. После старта льготного автокредитования это одна из самых востребованных машин на рынке.

Второе место за Hyundai Elantra, но отрыв почти в 1500 авто — ушло 593 седана. Кроссовер Tucson замыкает тройку лидеров с количеством 391.

  • Невыдающиеся результаты по-прежнему у «Лады» — продажи Granta держатся на отметке 300–400 машин в месяц, ну а летом может быть и ещё меньше из-за почти двухмесячного простоя АВТОВАЗа. Седаны в упрощённом виде и с выхлопом Евро-2 запустили в производство 8 июня, но автомобили в таких версиях не смогут попасть на рынок Казахстана. Зато в этом месяце поднялась в топ-10 модель Vesta — она закрыла рейтинг с 213 машинами.
Авто, машина.

Нет в текущем месяце трёх популярных седанов: Toyota Camry, Hyundai Accent и Kia Rio. Они уступили позиции внедорожнику Land Cruiser Prado 150 (продано 256 машин), а также китайскому JAC J7 (230 авто в мае).

Заморозка поставок Camry и RAV4 с питерского завода заметно бьёт по результатам продаж «Тойоты» — отставание от 2021 года (пять месяцев) уже составляет 1855 автомобилей, или минус 33 %.

Топ-5 марок на рынке новых автомобилей по итогам мая 2022 года

ПозицияМаркаПродажи в мае 2021 года (ед.)
1Chevrolet2630
2Hyundai1752
3Kia914
4Lada831
5Toyota641
  • Зато выросли продажи Lexus за счёт старта продаж нового LX 600 в Казахстане — в мае поднялись до отметки 251 автомобиль.

Конкурирующий Infiniti, к примеру, продал только 25 машин, но бренд продолжает расширение, несмотря на привязку к российскому офису, на авторынке нашей страны. В мае в столице открылся новый фирменный автосалон, отвечающий стандартам марки. Продажи пяти месяцев 2022 года показывают 10-процентный рост в сравнении с 2021 годом — 194 машины против 175.

Растёт торговля у китайских марок. JAC в мае продал, не без помощи льготного автокредита, 297 единиц. Занимает своё место на орбите Chery — ушло 207 машин. И ровно сотня машин реализована от совсем свежего игрока EXEED, он же, по сути, люксовый вариант «Чиури».

При этом заметно упали результаты у Renault — в мае с витрин отпущено 70 автомобилей (в прошлом году были продажи на уровне 300). Из-за остановки выпуска в Москве и Тольятти и передачи долей бизнеса по рублю за каждое предприятие о поставках французских машин российского разлива можно забыть лет на пять точно.

Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.
Поддержать нас
Алматы
облачно с прояснениями
25 ° C
25 °
25 °
25 %
2kmh
75 %
Пт
28 °
Сб
29 °
Вс
31 °
Пн
36 °
Вт
29 °
Рекомедуем
Деловое бизнес-издание - BIZ Media KZ - наш инстаграмBizmedia.kz - Инстаграм
Вам может быть это интересно
Новости бизнеса в Казахстане - BIZ Media KZspot_img