-7.1 C
Алматы
ДомойО серьезномАнализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто

Анализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто

На дорогах Казахстана всё ещё очень много старых авто: половина автопарка — старше 20 лет. А вот количество новых — выросло на 12% за год. Это уже почти 14% от автопарка страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто, на 3,5% меньше, чем год назад, говорится в исследовании Energyprom.kz.

В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней», плюс 11,7% за год.

В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.

При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).

Машина.

Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора.

Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны.

  • Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трёх лет составляют лишь 50 МРП, чуть более 153 тыс. тг. Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется лишь в 0,25 МРП — несущественная сумма.

А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.

Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тыс. до 1,8 млн тг.

Анализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто. Bizmedia.kz
Количество легковых автомобилей в Казахстане. Данные на начало года.

Как пытаются решить проблемы старых авто в Казахстане

  • Заметим: наблюдаются попытки сравнить утильсбор в РК с европейским. В то же время в странах ЕС в принципе иная система сборов и налогообложения, причем в каждой стране своя, и непосредственно утильсбора может вообще не быть.

Однако, например, взымается экологический налог на транспорт: в частности, в Великобритании он варьируется от 10 фунтов до 2365 фунтов в год в зависимости от типа двигателя и количества выбросов CO2 на километр, а в Германии составляет 2 евро на 1 грамм выбросов CO2.

Для справки: в Казахстане ежегодный налог на такие популярные автомобили как Toyota Corolla и Hyundai Solaris с объёмом двигателя 1,6 л составит менее 10 тыс. тг, а на Toyota Camry с объёмом 2,5 л — 21,9 тыс. тг. В то же время, к примеру, в Великобритании, в зависимости от типа двигателя и выбросов CO2 на км, налоги на Toyota Corolla (1,6 л), Hyundai Solaris (1,6 л) и Toyota Camry (2,5 л) со второго года составят по 89,5 тыс. тг (165 фунтов стерлингов).

А в первый год налоги на Toyota Corolla и Hyundai Solaris и вовсе составят 317,4 тыс. тг (585 фунтов стерлингов) из-за выбросов в пределах 151–170 г на км, а на Toyota Camry — уже 512,7 тыс. тг (945 фунтов стерлингов), с учётом выбросов в рамках 171–190 г на км.

В Германии, в зависимости от объёма двигателя и выбросов CO2, ежегодный налог на Toyota Corolla (1,6 л) составит 79,3 тыс. тг (171 евро), на Hyundai Solaris (1,6 л) — 74,7 тыс. тг (161 евро), а на Toyota Camry (2,5 л) — уже 101,2 тыс. тг (218 евро).

  • Стоит добавить, что для ЕС (как и Японии, Кореи и других странах-автопроизводителей) нет опасности того, что рынок заполонит автохлам из соседних государств — у этих стран не стоит экологической задачи уберечь автопарк от такого развития событий. Однако на наших дорогах устаревшие автомобили в небезопасном состоянии из ЕАЭС и в первую очередь соседней России уже провоцируют ДТП и в целом повышают риск аварийности.

Еще один важный момент: сегодня сборы, особенно чувствительные для устаревших автомобилей, не только защищают дороги РК от повышенной аварийности и экологической нагрузки, но и призваны поддержать отечественный автопром, который в последние годы вышел на стабильной и весьма неплохой рост.

Показательный пример важности такой политики и негативных последствий при её отсутствии — Украина. С одной стороны, автопром Украины после отмены государством заградительных мер для защиты отечественных автопроизводителей существенно сократил выпуск автомобилей: с более чем 400 тыс. автомобилей в год в 2008 году до лишь порядка 8 тыс. за 2021 год. С другой стороны, из почти 500 тыс. импортированных и прошедших первичную регистрацию автомобилей на подержанные приходится сразу 80%.

Анализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто. Bizmedia.kz

Еще сравнение и анализ

Однако есть и вполне позитивный обратный пример: соседний Узбекистан. В этой стране автопром пользуется всецелой поддержкой государства, и продолжает расти и развиваться. Более того, в текущем году Узбекистан снизил таможенные пошлины на новые автомобили возрастом до 1 года вдвое — с 30% до 15%.

  • Это говорит о том, что они уже не боятся конкуренции на внутреннем рынке. При этом заградительные меры в отношении «молодых» автомобилей возрастом более года и подержанные авто остались без изменений.

Ещё пример удачной политики — Южная Корея: страна закрыла импорт иностранных автомобилей с момента зарождения своего автопрома, и отменила запрет лишь к 2012 году, сумев сначала стать конкурентноспособной не только на внутреннем рынке, но и в мире. Так, по данным Международной организации автопроизводителей OICA Южная Корея сейчас занимает одну из лидирующих позиций по производству автотранспортных средств: за 2021 год страна замыкала ТОП-5 с 3,5 млн произведённых машин.

  • Развитие автомобильной промышленности в стране привело к существенному развитию местной металлургии и росту продаж продукции в смежных сферах.

Заметим: вклад автомобильной промышленности в глобальную экономику весьма ощутим, даже с учётом трудностей отрасли, связанных с дефицитом полупроводников и логистическими проблемами. Согласно исследованию «ПромРейтинг», 15% мирового ВВП суммарно или косвенно приходится на автопром, а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей.

Так, к примеру, в странах — лидерах по продажам новых легковых автомобилей за 2021 год доля автомобильной промышленности в ВВП варьируется от 3% (в США) до 10% (в Китае, Японии и уже упомянутой Южной Корее).

  • В РК автопром лишь набирает обороты, хотя рост его веса в промсекторе уже говорит об огромном потенциале. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, 3 из 5 проданных новых автомобилей в Казахстане — отечественного производства. К тому же, в отличие от спада продаж новых автомобилей в мире, в РК продажи растут.

Но сейчас определённо не время подрывать только вставшее на ноги отечественное производство. Сравним: в уже упомянутом Узбекистане доля автопрома от обрабатывающей промышленности в 2021 году составила 8,5% (и 4,5% от ВВП в 2020 году), в то время как в Казахстане — пока лишь 4,4%.

Анализ. Половина казахстанцев ездят на старых авто. Bizmedia.kz
  • Возвращаясь к теме автопродаж, стоит отметить ещё один момент: как уже было упомянуто, большинство новых авто, продаваемых в РК — местного производства. Заметно увеличить продажи за счёт новых же импортных автомобилей невозможно: автопродажи буксуют во всём мире, что усугубляется очередным геополитическим кризисом. Фактически в РК дефицит и так ощущается заметно слабее, чем в целом в мире.

Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет (и это уже видно) не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тыс. новых авто.

  • И наконец, подержанные автомобили вовсе не отличаются доступными ценами. Так, стоимость подержанных легковых авто на казахстанском рынке выросла по итогам апреля текущего года сразу на 16% за год. Причем дело не в текущем кризисе: годом ранее рост цен также был вполне значительным — на 8,9%.

К слову, из-за нехватки новых автомобилей спрос на подержанные легковые автомобили вырос во всем мире. В частности, в США был отмечено рекордное подорожание б/у-автомобилей: на 14,1% за год. В соседней же России цены выросли сразу на 72% за год. Те подержанные автомобили, которые могут быть в итоге проданы в Казахстан по остаточному принципу, улучшить местный автопарк точно не смогут.

Машина.

Количество и возраст автомобилей подсчитали в Казахстане

Количество транспортных средств в Казахстане и их возраст подсчитали в Бюро национальной статистики.

«По состоянию на 1 апреля количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило 4 миллиона 366,9 тысячи единиц. Из них 87,8 процента — легковые автомобили, 10,4 процента — грузовые автомобили, 1,8 процента — автобусы», — говорится в сообщении.

Отмечается, что по состоянию на 1 апреля для обеспечения движения легковых автомобилей в большей степени в качестве топлива используется бензин — 87,9 процента, дизельное топливо — 1,9 процента, смешанное топливо — 7,9 процента.

«На 1 апреля в Казахстане преобладают автомобили с годом выпуска, превышающим 20 лет — 50,5 процента, с годом выпуска от 10 до 20 лет — 21,1 процента, от 7 до 10 лет — 14,5 процента, с годом выпуска, не превышающим 3 года — 7,2 процента, с годом выпуска от 3 до 7 лет — 6,4 процента», — заключили в бюро.

Bizmedia.kz — в ТелеграмИнстаграмФейсбук и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

Свежее

МРП с 2023 в Казахстане увеличится на 8,49%, МЗП на 16,7%, а минимальная пенсия — на 14,6%

Минимальная заработная плата (МЗП) и социальные выплаты в Казахстане будут увеличены с 2023 года. Будет повышен и месячный расчетный показатель (МРП), который используется для определения пособий

Рейтинговое агентство Fitch подтвердило суверенный рейтинг Казахстана на уровне BBB

Агентство Fitch Ratings подтвердило суверенный рейтинг Казахстана, сообщает Bizmedia.kz. Cуверенный кредитный рейтинг страны оказался находится на уровне "BBB", прогноз "стабильный".

Бюро нацстатистики: Около 70% казахстанцев зарабатывают не более 300 000 тенге

О том, сколько зарабатывают большинство казахстанцев, рассказало Бюро национальной статистики. Средняя зарплата в Казахстане составляет около 299 782 тенге.

Национальный банк установил официальные курсы доллара и рубля на 3, 4 и 5 декабря

Национальный банк Казахстана опубликовал официальный курс доллара к тенге на 3, 4 и 5 декабря 2022 года.

Не пропусти

Обзор фондового и биржевого рынков на 1 декабря 2022 года

Предлагаем вашему вниманию обзор фондового и биржевого рынков на 1 декабря 2022 года.

Еще на одной ТЭЦ в РК произошел сбой, на этот раз в Усть-Каменогорске

Виновником сбоя оборудования на теплоэлектроцентрале в Усть-Каменогорске стал сильный мороз, сообщает Bizmedia.kz.

Глава Минздрава Казахстана рассказала о новом подвиде «омикрона» — «цербере»

Ажар Гиният и Алексей Цой рассказали, что известно о новом подвиде «омикрона» под названием «цербер».

У АО «Транстелеком» серьезные финансовые проблемы — за 2022 чистый убыток составил 31,5 млрд тенге

Телекоммуникационная компания АО "Транстелеком" испытывает серьезные финансовые проблемы: за первые девять месяцев этого года чистый убыток составил 31,5 млрд тенге

Национальный банк установил официальные курсы доллара и рубля на 29 ноября

Национальный банк Казахстана опубликовал официальный курс доллара к тенге на 29 ноября 2022 года.
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.

Национальный банк установил официальные курсы доллара и рубля на 1 декабря

Национальный банк Казахстана опубликовал официальный курс доллара к тенге на 1 декабря 2022 года.

Казахстан «следующая проблема для России после Украины»: Какой была реакция МИД

МИД РК не приглашал посола России и каких-то других мер не предпринимал из-за заявления о том, что Казахстан «следующая проблема для России после Украины».

В Казахстане с 2023 года жителям сел будут давать микрокредиты, чтобы повысить их доходы

Жителям деревень будут выдаваться микрокредиты, которые помогут им увеличить свои доходы.