Мошенники обманывают казахстанцев через Google Play

В Казахстане в 6,5 раз выросло мошенничество, связанное со скамом и социальными выплатами. Людей обманывают с помощью Google Play. Еще злоумышленники предлагают возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) в тенге. Подробности узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Специалисты «Лаборатории Касперского» обнаружили новые скамерские приложения мошенников в Google Play, эксплуатирующие интерес казахстанских пользователей к социальным выплатам.

С февраля по апрель 2022 года по сравнению с предыдущими тремя месяцами число пользователей, подвергшихся этому виду атак в Казахстане, выросло в 6,5 раз. При этом в России, где такие приложения предлагали «услуги» в рублях, количество угроз в марте и апреле 2022 года пошло на спад, снизившись почти в 2 раза относительно февраля. Эксперты предполагают, что мошенники, которые активно распространяли данный вид вымогательства на территории РФ, переориентировались на Казахстан, где нет ограничений в использовании ряда платежных систем.

Как обманывают людей через Google Play

Как работает приложение: злоумышленники от имени вымышленных фондов предлагают компенсацию. Когда человек скачивает и открывает приложение, он автоматически попадает на мошенническую страницу, где его просят для получения денег ввести личные данные (ФИО и дату рождения) и оплатить взнос якобы за оформление перевода или юридические услуги. Но, выполнив это требование, человек в лучшем случае ничего не получает, в худшем – подвергается риску потери персональных данных и личных средств.

«Кибермошенники всегда применяли тему социальных выплат в своих схемах. Мы советуем пользователям изучать приложения перед установкой. К примеру, положительные отзывы не всегда являются показателем надежности. Позитивные сообщения могут быть фейковыми, поэтому важно также обращать внимание на оценки. Если они очень низкие, это может означать, что пользователи сталкиваются с обманом и понижают рейтинг», – отметил Валерий Зубанов, коммерческий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии.

Чтобы обезопасить свои финансы и данные на смартфонах, эксперты рекомендуют:

Другие способы обмана мошенников

С расширением возможностей интернета и развитием IT-технологий совершенствуются мошеннические схемы, позволяющие выкрасть персональные данные. И злоумышленники используют их в своих корыстных целях, сообщает FinGramota.kz.

№1. Фейковые мобильные приложения пришли на смену сайтам

Новые схемы мошенников – это усовершенствованные способы обмана. Если раньше в мошеннических схемах в основном использовались поддельные интернет-ресурсы, то сейчас активно применяются фейковые мобильные приложения.

Кроме того, на смену телефонному мошенничеству пришло более широкое применение мессенджеров (к примеру, Telegram, WhatsApp) для коммуникации с потенциальными жертвами. Все виды мошенничества направлены на одно — добиться доверия со стороны пользователей и выманить конфиденциальную информацию.

Мошенники могут предложить гражданам принять участие в различных акциях на очень выгодных условиях, они подделывают QR-коды, которые сейчас широко используются при оплате за товары или услуги. Через QR-код даже можно получить некоторые государственные услуги.

№2. Аудиоботы 

Мошенники стали использовать возможности машинного обучения и современных речевых технологий. Если раньше аферисты в основном совершали самостоятельный обзвон, то сейчас подавляющее большинство звонков они стали совершать с помощью голосовых роботов. И по-прежнему посредством IP-телефонии злоумышленники подделывают любые номера, что позволяет им представляться кем угодно: сотрудниками банков, правоохранительных органов, различных компаний.

Новая схема телефонного мошенничества с использованием голосовых роботов (ботов) мало чем отличается от уже известных. Роботы выполняют функцию холодного обзвона. Звонок происходит автоматически, и бот предлагает подтвердить или опровергнуть ту или иную информацию как на государственном, так и на русском языках.

Довольно часто автоматические оповещения воспринимаются населением как реальные банковские звонки – в этом главная опасность этого вида мошенничества.

После того как абонент подтвердит ту или иную информацию, звонок переводится на оператора, использующего уже привычные схемы обмана.

С помощью ботов мошенники экономят время и деньги на работе операторов, передавая массовые обзвоны роботам.

Довольно часто мошенники запугивают людей историями о хакерской атаке на их счета, взломе личного кабинета онлайн- или мобильного банкинга. Робот может позвонить вам с короткого номера вашего банка, что определённо может сбить с толку и таким образом снизить вашу бдительность, и сообщить, к примеру, что посторонние лица пытались или уже оформили на ваше имя подставной кредит; что из-за различных санкций ваш счёт оказался заблокирован; что банк отключили от системы международных переводов SWIFT и нужно срочно перевести деньги на «резервный» безопасный счёт.

Мошеннические боты могут позвонить от лица департамента полиции, сообщить о наличии некоего штрафа и попросить нажать, к примеру, цифру 1 для получения подробной информации. После подключается другой голосовой «помощник», предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть, суперконфиденциальна, и, чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платёжных данных.

Получила распространение ещё одна схема – голосовая автоматизация, которую используют телефонные мошенники. Как только вы ответите на звонок, включается запись, где вам сообщают, что вы или ваш номер выиграли в конкурсе, лотерее, розыгрыше. Естественно, вы задаёте уточняющие вопросы, однако поток слов на том конце провода не прекращается. Если прислушаться, то можно понять, что это простая аудиозапись, но вы не сразу сможете догадаться, что и ваша речь тоже записывается.

Помните, какие бы поводы не использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они пытаются получить от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS.

№3. Как мошенники могут использовать запись вашего голоса

Злоумышленникам важно получить от вас чёткие фразы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?», и так далее. То есть боты собирают биометрические данные, которые также могут использовать в своих корыстных целях.

Мошенники рассчитывают на то, что смогут с помощью аудиозаписи голоса жертвы совершать различные финансовые операции в кредитной организации, к примеру, взять заём. Однако в банках и микрофинансовых организациях, помимо такого компонента процедуры подтверждения личности, как биометрическая идентификация, существуют дополнительные уровни проверки.

Кредитные организации используют систему скоринга.

Понятие «скоринг» существует в финансовой сфере уже давно и представляет собой систему оценки заёмщика, его платежеспособности и добросовестности. Причём скоринговая система оценивает не только его доход, но и другие необходимые для выдачи кредита критерии, к примеру, способность заёмщика вовремя и добросовестно погашать кредит, а также стаж работы, семейное положение, наличие детей, сколько раз он получал отказ от кредиторов, может даже оценивать, на какие группы в социальных сетях подписан.

Поэтому одного только «да» для получения онлайн-кредита недостаточно. Однако если вы успели сообщить роботу такую важную персональную информацию, как номер карточки, срок её действия и три цифры с обратной стороны, то есть CVC/CVV-код, а также код подтверждения из SMS, тогда риск того, что вы останетесь без средств на банковском счёте и с кредитами, оформленными без вашего ведома, увеличивается в разы.

Что мошенники могут сделать с вашим «голосовым слепком»? Как вариант – продать третьим лицам или использовать в целях вымогательства, к примеру, смонтировать компрометирующую вас запись и потом потребовать за неё деньги.

№4 «Ошибочный» банковский перевод

Существует такая мошенническая схема, как ошибочный перевод. К примеру, на ваш счёт поступает энная сумма. Следом звонит человек и сообщает, что случайно перечислил вам сумму, просит вернуть её на номер, который он продиктует. Иногда такие незнакомцы даже предлагают оставить себе определённую сумму, якобы вознаграждение за беспокойство. При этом мошенники очень убедительны и часто применяют психологические приёмы: давят на жалость, торопят.

Запомните: если на ваш счёт поступили деньги от незнакомого отправителя, и вы не в курсе насчёт них, позвоните в свой банк и попросите отменить перевод и вернуть средства тому, кто их отправил.

Наиболее уязвимы к данному виду мошенничества пожилые люди, а также лица с ограниченными возможностями.

В качестве превентивной меры Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка планируется внедрение в дистанционные платформы финансовых организаций сервиса «второй руки», позволяющего пожилым людям и лицам с особыми потребностями назначить себе доверенного помощника. Этот человек будет получать уведомления об операциях клиента и ему будет предоставлено право подтверждать или отклонять операции в течение определённого времени.

№5. Что делать, если случайно передал мошенникам свои данные

Если вы по неосторожности передали персональные данные, информацию о своей карте третьим лицам, то незамедлительно обратитесь в свой банк, сообщите о случившемся и попросите заблокировать ваши счета и все операции.

Обязательно напишите заявление в правоохранительные органы и сохраните себе копию заявления с номером и датой регистрации.

№6. Почему нужно проверять свою кредитную историю

Регулярно проверяйте свою кредитную историю, даже если у вас нет займов. Потому что бывают случаи, когда мошенники могут оформить кредит по украденным данным.

Заодно в персональном кредитном отчёте можно отследить, какие финансовые организации или МФО запрашивали вашу кредитную историю без вашего разрешения.

По закону один раз в календарный год каждый гражданин Казахстана может получить персональный кредитный отчёт бесплатно. Для этого нужно обратиться в кредитные бюро, их в Казахстане два: Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро. Также информацию можно запросить через ЦОН или получить кредитный отчёт через веб-портал электронного правительства.

№7. Как отличить честные кредитные организации от мошенников

Если вам срочно понадобились деньги и вы хотите оформить краткосрочный заём, то можете обратиться в банки или организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность. Все они осуществляют свою деятельность, которая регулируется в рамках казахстанского законодательства, и обязательно имеют лицензию Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Помните, что любой кредит – это большая ответственность! Вам необходимо взвесить все риски, оценить свои доходы и расходы.

Однако на рынке существуют нелегальные компании, так называемые «чёрные кредиторы». Кроме завышенных процентных ставок, комиссии и различных дополнительных оплат, они могут попросить первоначальный взнос за кредит.

Если вам предлагают заём на очень выгодных условиях, то убедитесь, что в договоре действительно прописаны все обещания, которые даёт менеджер или которые отражены в рекламе компании.

Требования к оформлению и содержанию договора в Казахстане прописаны законодательно. Однако компании, не получившие лицензию, редко оформляют договор в соответствии с буквой закона. В своих договорах они могут прописать условия мелким шрифтом или изложить их двусмысленно, то есть формулировка условий может быть неточна и обтекаема.

Чем еще опасны такие компании? Если ваши документы попадут в руки мошенников, то они, к примеру, могут оформить кредит на ваше имя, причём не один, о котором вы узнаете не скоро, или могут попросить у вас данные банковских карт, включая CVC/CVV-коды, что позволит им обнулить все ваши счета.

Помните о простых правилах при выборе кредитора:

  1. Проверьте, есть ли у организации лицензия Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и прошла ли она учётную регистрацию в агентстве. Наличие лицензии можно проверить на сайте финансового регулятора www.gov.kz в разделе «Деятельность».
  2. Внимательно изучите договор, прежде чем его подписывать. Помните, ставя подпись в договоре, вы подтверждаете, что полностью согласны с условиями, которые предлагает вам кредитная организация. Если вам что-то непонятно, то уточняйте и спрашивайте у менеджера. Не спешите сразу подписывать договор, заберите его домой, внимательно всё прочитайте.

Напомним, что все финансовые организации должны пройти регистрацию и обязаны иметь лицензию АРРФР на осуществление своей деятельности. На сайте АРРФР размещены реестры финансовых организаций, прошедших регистрацию (перерегистрацию) и имеющих лицензию, а также список сомнительных компаний.

№8. Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников

По карточкам:

При онлайн-оплате:

Персональные данные:

Мобильные приложения:

№9. Куда жаловаться на мошенников и финансовые пирамиды

В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка с 24 мая 2021 года функционирует call-центр по номеру: +7 727 237 1000.

Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами, сообщать о случаях финансового мошенничества и деятельности финансовых пирамид.

Свои вопросы пользователи также могут адресовать напрямую в АРРФР через мобильное приложение «Fingramota Online», которое функционирует с 25 июня 2020 года. В нем представлено 14 тематических разделов, один из которых называется «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество», где можно получить консультации по деятельности сомнительных организаций, сообщить о мошеннических схемах, с которыми вы столкнулись, подозрительных ссылках, аккаунтах в социальных сетях, онлайн-группах.

Читайте также:

Северо-Казахстанская область стала лидирующей по низкой стоимости на продукты
22 декабря 2024 в 14:02
В ЕНПФ пояснили, почему хранение пенсионных накоплений возможно только в тенге
17 декабря 2024 в 11:31
Минздрав рассказал, как выбрать безопасные сладости для детей на Новый год
22 декабря 2024 в 13:40
В Казахстане изучат влияние часового пояса на здоровье
15 декабря 2024 в 16:47
Юношеский чемпионат Азии пройдет в Казахстане
22 декабря 2024 в 13:02
Что в Казахстане решили по блокировке TikTok
6 июня 2024 в 12:48
Курсы валют на 22 декабря в обменных пунктах Алматы и Астаны
22 декабря 2024 в 12:09
Сколько выходных будет у казахстанцев в 2025 году
17 декабря 2024 в 12:55
Избиение медработника в Костанае: Минздрав обещает не оставить инцидент без внимания
22 декабря 2024 в 11:31
Прокуратурой Акмолинской области защищены права предпринимателей
17 декабря 2024 в 13:08
Погода в Казахстане на 22 декабря: штормовые предупреждения
22 декабря 2024 в 11:04
В Казахстане будут увеличены пенсии с 2025 года
14 ноября 2024 в 10:17
Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование Франку-Вальтеру Штайнмайеру
21 декабря 2024 в 17:35
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на 17 декабря
17 декабря 2024 в 09:14
Бектенов представил нового министра нацэкономики
21 декабря 2024 в 16:33
Какое наказание ждет водителей за выезд в непогоду
17 декабря 2024 в 13:30
Полиция в Жетысуской области ликвидировала нарколабораторию
21 декабря 2024 в 15:40
Насколько увеличатся штрафы в Казахстане с 1 января 2025 года?
17 декабря 2024 в 13:41
Посол в Казахстане от Италии покинул свой пост
21 декабря 2024 в 15:12
Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин провели встречу
14 декабря 2024 в 10:51
Более 2600 человек вышли на уборку снега в Астане
21 декабря 2024 в 14:40
ЕНПФ опубликовал пороги достаточности для использования части пенсионных накоплений на 2025 год
6 декабря 2024 в 11:04
Назначен новый министр нацэкономики Казахстана
21 декабря 2024 в 13:09
Можно ли снять пенсионные деньги, чтобы закрыть кредит в Казахстане
29 ноября 2024 в 17:55