Казахстанцы недовольны условиями льготного автокредитования в 2022 году

Многие казахстанцы жалуются на условия возобновленной программы льготного автокредитования. Они говорят, что дополнительные требования, которые якобы предъявляют автодилеры и банки, затрудняют возможность воспользоваться льготными условиями автокредитования. Они считают, что из-за этих проблем была утеряна суть этих условий. В деталях разобрался корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Алматинец Марат Асылбеков (фамилия и имя изменены по просьбе героя) почти полгода ищет для себя автомобиль. После того как в начале года чиновники заявили о перезапуске льготного автокредитования, мужчина решил воспользоваться возможностью. Однако он стал ждать старта программы и в конце апреля побывал в некоторых автосалонах города. По результатам объезда Асылбеков выявил любопытные подробности, «о которых чиновники не говорят, дабы не испортить «сказочные» условия программы», пишет «Тенгри».

«Первым делом берешь в автосалоне прайс-лист, куда они ставят печать и дату обращения. С этой бумагой идешь к менеджеру банка и подаешь заявку, а после — ждешь решения. Так вот, указанная в заявке машина уже должна находиться в автосалоне. Но на таких автомобилях уже установлено дополнительное оборудование, которое нельзя снять и продавать машину без них. Их стоимость начинается от 700 тысяч и доходит до порядка двух миллионов тенге.

Пустых авто без «допиков» нет, или специально говорят, что нет, чтобы автосалоны могли заработать на этих аксессуарах. Вот такую замануху они устроили. То есть это те расходы, на которые покупатель не рассчитывал», — отметил Асылбеков.

По его словам, далее будущих участников льготного кредитования ждет еще один неприятный сюрприз, связанный с дополнительными расходами. Алматинец отметил, что для получения автокредита в банке необходимо будет оплатить страхование КАСКО, причем на весь период займа. И стоит такой вид добровольно-принудительного страхования как минимум 200 тысяч тенге в год.

«И если ты берешь кредит на семь лет, то нужно будет сразу оплатить КАСКО на весь период. А это, на минуточку, свыше 1,4 миллиона тенге. Получается, что смысл льготных условий этого автокредитования теряется. Потому что, к примеру, человек берет машину без первоначального взноса за 10 миллионов тенге. Переплата под четыре процента годовых на семь лет выйдет около 1,5 миллиона тенге. Добавляем к этой сумме порядка двух миллионов тенге, которые уйдут на дополнительные опции, и как минимум 1,4 миллиона тенге за КАСКО.

В итоге переплата за новую машину стоимостью в 10 миллионов составит порядка пяти миллионов тенге. А это уже не четыре процента годовых, а целых 12 процентов. И в каком месте это льготное автокредитование, непонятно. Смысл слов теряется», — добавил он.

Асылбеков рассказал, что в одном из автосалонов выбрал автомобиль, которого нет в наличии. По его словам, менеджеры предложили ожидать заказ от трех до девяти месяцев.

«То есть машин в автосалонах нет, их нужно ждать. Поэтому народ немного раздраженный из-за этого. Льготное автокредитование стартовало в понедельник, но уже получилось провальным. Кто в этом виноват? Чиновники говорят, что программа рассчитана на 30 лет и благодаря ей рынок автомобилей страны насытится. Но я не думаю, что в этом году рынок насытится, так как машин не так много производится», — подытожил он.

Другой алматинец Вячеслав Ильин в феврале этого года прибрел авто за свои деньги. Купил он по программе Trade-in, обменяв старую машину на новую. Причем предыдущую он сдал в автосалон, а последняя обошлась ему в 10 миллионов 300 тысяч тенге. Однако ему пришлось доплатить еще 300 тысяч тенге за дополнительное оборудование, которое уже было установлено на новом автомобиле. Это автосигнализация с автозаводом и GPS-наблюдением, тонировка, ветровики, резиновые напольные ковры для пассажиров и на багажнике, защита картера и защитная сетка на решетку.

«В принципе, эти «допики» я и сам планировал установить. Да, возможно, на рынке это мне обошлось бы в чуть меньшую сумму. Но тогда у меня сгорит гарантия от автосалона. К примеру, так происходит, когда устанавливаешь сигнализацию в другом месте. Потому что это электроника, и если какой-то посторонний специалист туда залезет, то может повредить и компьютер на автомобиле будет показывать ошибку. Потом ты не сможешь предъявить автосалону. Поэтому гарантию на авто желательно сохранять», — подчеркнул 35-летний мужчина.

Он отметил, что чуть ранее, в декабре прошлого года, также приобретал автомобиль, но уже для жены. Тогда они тоже купили авто с дополнительными аксессуарами, которые им в любом случае хотелось установить.

«Недавно мне один знакомый рассказал, что покупал машину в другом автосалоне и там тоже были «допики». Но он заплатил менеджеру 50 тысяч тенге, и ему убрали это дополнительное оборудование.

А в моем случае я сдал машину и ждал месяц или полтора, пока прибыла моя машина. Точнее, я бы ждал еще больше. Просто один из клиентов отказался от своего заказа, и его автомобиль предложили мне. На нем по желанию того клиента были установлены некоторые аксессуары, с которыми я и приобрел. Просто автосалоны по программе Trade-in быстрее выдают, потому что выкупают у нас машину и как бы становятся должниками перед нами и стараются побыстрее обеспечить нас автомобилем», — добавил Ильин.

Между тем автомобильный эксперт Алексей Алексеев заявил, что автосалоны имеют право не продавать машины без дополнительных опций.

«Автомобиль является товаром, и у него есть продавец, который выставляет условия продажи. А покупатель выбирает, согласиться ему на эти условия или поискать другой товар и другого продавца. Поэтому законно или нет заставлять покупать машину с дополнительными начинками? Я думаю, что с точки зрения продавца это законно.

Но в любом случае покупатель имеет право настаивать, чтобы ему продали автомобиль без «допов». Чаще всего при этом придется подождать, иногда до полугода. Если покупатель готов на такие условия, то автомобиль он получит по цене прайс-листа, который будет действовать уже к этому моменту. Небольшой, но важный нюанс: за время ожидания конечная цена может вырасти. А так как договор заключается только на предоплату и конечная стоимость не фиксируется, покупателя может ждать неприятный сюрприз», — сказал он.

Также специалист пояснил, на какие хитрости могут пойти автосалоны, стремясь продать машину с дополнительными аксессуарами.

«Продавцы просто говорят, что машин без «допов» нет. Надо понимать, что вопрос с «допами» возник не так давно — а точнее, с началом пандемии. До этого их ставили преимущественно на выбор покупателя. Остро об этом заговорили только в 2021 году, когда грянул дефицит полупроводников. В условиях дефицита дилерам и ухищряться не надо: машин попросту нет. То есть продавцы теряют прибыль. Чтобы как-то восполнить это, они и начали снабжать автомобили дополнительными опциями/аксессуарами.

Летом я видел забавное, на мой взгляд, явление: в одном автосалоне в качестве дополнительного оборудования предлагали велосипед и электросамокат. К моему удивлению, эти аксессуары быстро закончились. Оказывается, покупатели охотно их брали — в качестве подарка себе самому или семье. Ради справедливости надо сказать, что обычно продавцы машин все-таки предлагают полезные опции: коврики, сигнализацию, дополнительный багажник и так далее. Пожаловаться можно лишь на завышенные цены, и то не всегда», — отметил Алексеев.

В Комитете по защите прав потребителей объяснили, что делать в случае попытки автосалона реализовать авто с дополнительной начинкой.

«Если на официальном сайте автосалона в прайс-листах или в брошюрах содержатся все существенные условия договора, в том числе указывается официальная стоимость автомобиля, то потребитель вправе купить его по той цене и в той комплектации, которая указана в описании. При продаже товара по образцу или описанию потребитель имеет право на получение этого товара, который соответствует образцу или описанию. И продавец обязан передать потребителю такой товар.К условиям, нарушающим или ущемляющим права потребителей, относятся обязанности по дополнительно возмездным товарам. 

По закону запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Также запрещается навязывать приобретение товаров в качестве условия исполнения гарантийного обязательства. Исключение бывает, если дополнительные товары предусмотрены требованиями изготовителя. В этом случае условие обязательного приобретения дополнительных товаров является законным», — пояснили специалисты ведомства.

Они также добавили, что клиенты могут требовать от автосалона вернуть деньги за авто, которое было продано с обязательным приобретением дополнительных аксессуаров.

«Если в результате применения условий договора, нарушающих или ущемляющих права потребителя, ему нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом в связи с использованием последним преимуществ своего положения.

Следует отметить, что заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама, а также реализация товара с принудительным ассортиментом являются действиями, относящимися к недобросовестной конкуренции. Совершение таких неправомерных деяний влечет ответственность», — подчеркнули в комитете.

В ведомстве отметили, что пострадавшие от недобросовестных автосалонов клиенты могут обратиться к ним, а также в суд для защиты нарушенных прав и законных интересов.

Как стать участником программы льготного автокредитования?

«Сначала потребитель приходит в автосалон выбрать авто. Когда он выбрал, в любом автосалоне, если есть авто, он может сразу забрать, попросить счет на оплату и пойти в банк второго уровня, подать заявку. Если в наличии авто нет, то тогда записывают в электронную очередь по всей стране, она прозрачная. Когда приходит авто, ему дают счет на оплату, он пойдет в БВУ и подает заявку на льготное автокредитование», — рассказала Макашева.

Она отметила, что в случае отказа в одном банке у казахстанцев есть возможность подать заявку в другой банк.

«Если подал заявку и ему не одобрили по каким-то причинам. Потому что у каждого банка есть правила и процедуры, по которым они оценивают платежеспособность клиента. Если клиенту не одобрили, то он не может участвовать в программе льготного автокредитования.

В программе участвует несколько банков, можно подать заявку в несколько банков. Если в одном не одобрили, он может попробовать в другом. Есть понятие зарплатных проектов», — добавила она.

По словам Макашевой, автомобилей в рамках льготного автокредитования в салонах будет достаточно.

«Ежемесячное производство — больше чем семь тысяч авто. Наши производители говорят, что рост составит более 20 процентов по отношению к прошлому году. Ожидается, что производители произведут более 100 тысяч авто», — заключила она.

Что нужно сделать, чтобы встать в очередь на льготное автокредитование в Казахстане:

Казахстанцы недовольны условиями льготного автокредитования в 2022 году.

Какие машины можно взять в автокредит?

Hyundai

Южнокорейская марка Hyundai предлагает казахстанцам автомобили в двух сегментах. В категории «легковые» представлены Accent, Elantra и Sonata.

В разделе «кроссоверы» Hyundai предлагает купить модели Creta, Tucson и Sante Fe.

KIA

Другой южнокорейский бренд KIA на официальном сайте сгруппировал модельный ряд автомобилей по четырем категориям. Из раздела «субкомпактные» клиенты могут купить по льготному кредитованию три модели: Picanto, Rio и Rio X.

В сегменте «компактные» KIA предлагает модель Cerato, а в бизнес-классе — модель Optima.

В разделе «кроссоверы и внедорожники» KIA представила четыре модели: Soul, Seltos, Sorento и Sportage.

Chevrolet

Больше всего вариантов казахстанцам предлагает Chevrolet, у которого по льготному кредитованию можно выбрать одну из девяти моделей авто. Это легковые Spark, Nexia, Cobalt и Malibu.

Также у Chevrolet есть кроссоверы Tracker, Equinox и Trailblazer.

А еще у Chevrolet есть вариант — Damas.

Lada

Российский бренд Lada на выбор по льготному автокредиту выставила шесть моделей. Из категории «легковые» можно выбрать Granta, Vesta и Largus.

В категории «кроссоверы» Lada предлагает варианты Xray, Xray Cross, Niva Travel и Niva Legend.

AC

Китайская компания JAC подпадает под льготную программу с четырьмя моделями. Из категории «лифтбэк» есть J7, а из кроссоверов — S3, S5 и S7.

Renault

Несмотря на широкую линейку автомобилей, французский Renault участвует в льготном кредитовании только с тремя кроссоверами. Это Duster, Kaptur и Arkana.

УАЗ

Также по льготному автокредитованию можно купить российский УАЗ, который предлагает две свои модели — Hunter и Patriot.

https://www.youtube.com/watch?v=heebsrq1aiY
Казахстанцы недовольны условиями льготного автокредитования в 2022 году.

Читайте также:

В МЧС Казахстана рассказали о паводковой ситуации в СКО
12 мая 2024 в 12:23
Как прошел суд над Куандыком Бишимбаевым 10 мая?
10 мая 2024 в 09:41
Начальник службы такси задержан в России по делу падения автобуса в реку
12 мая 2024 в 11:52
В Астане будет новый зеленый бульвар — аким Касымбек
11 мая 2024 в 20:14
День матери отмечается в Казахстане
12 мая 2024 в 11:20
Ремонт котла на ТЭЦ-2 «МАЭК» в Мангистауской области не начат с 8 января
10 мая 2024 в 10:45
Канатные дороги на Шымбулак временно не работают
12 мая 2024 в 10:55
Обнародовано видео с камеры ресторана в день смерти Салтанат Нукеновой
22 февраля 2024 в 18:21
В Шымкенте аким проверил состояние детской железной дороги
12 мая 2024 в 10:31
В Экибастузе и Павлодаре самый высокий процент износа ТЭЦ
10 мая 2024 в 11:55
Уровень воды в реке Жайык продолжает расти
12 мая 2024 в 09:58
Четвёртые сутки дамбы удерживают «большую воду»
11 мая 2024 в 12:11
В каких регионах Казахстана объявлено штормовое предупреждение на 12 мая
12 мая 2024 в 09:44
После срыва флага СССР с машины алматинца арестовали на 5 суток
11 мая 2024 в 12:35
В Алматинской области ЗИЛ въехал в остановку
12 мая 2024 в 09:13
Почему приостановили трансляцию суда над Бишимбаевым
10 мая 2024 в 10:57
Казахстан остался крупнейшим импортером российской водки
11 мая 2024 в 21:58
Названы два продукта для завтрака, очищающие сосуды
9 мая 2024 в 11:11
Казахстанца подозревают в убийстве в Великобритании
11 мая 2024 в 19:58
Казахстанец оштрафован на 6,6 млн за нарушение ПДД
11 мая 2024 в 18:51
В МЧС объяснили создание нового комитета
11 мая 2024 в 18:58
«Бишимбаев оговорился «Голову в голову», теперь понятно, откуда большие гематомы в лобной области — адвокат
4 мая 2024 в 11:26
В результате наводнений в Афганистане погибли по меньшей мере 153 человека
11 мая 2024 в 18:24
Freedom Bank приостановит Swift-переводы в долларах и рассмотрит смену банка-корреспондента
11 мая 2024 в 11:00