В Казахстане с апреля вырос МРП. Но только для пособий и соцвыплат. Госпошлины на паспорт, права и удостоверение будут прежними. Корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса решил напомнить, сколько будут стоить важнейшие документы.
Месячный расчетный показатель в Казахстане внепланово увеличили до 3 180 тенге. Но новый размер МРП будет применяться только для расчета пособий и социальных выплат.
- Исчисление штрафных санкций, налогов и других платежей в бюджет из-за уточнений в законе по-прежнему будет производиться в МРП, действующем с 1 января (3 063 тенге).
Одни из самых распространенных платежей – это госпошлины за оформление документов. Напомним их размеры, которые также остались неизменными.
Удостоверение личности
- При оформлении удостоверения личности гражданина РК или вида на жительство иностранца нужно заплатить государственную пошлину в размере 0,2 МРП, или 612,6 тенге.
При этом отметим, что казахстанцы не имеют права жить без удостоверения личности или с недействительным документом.
Если обратиться за его заменой позже чем через месяц после истечения срока годности, то можно получить штраф в размере 7 МРП, или 21 441 тенге.
Паспорт
- Паспорт гражданина Казахстана оформлять необязательно, только по необходимости. За выдачу этого документа, как и удостоверения лица без гражданства, нужно заплатить 8 МРП, что составляет 24 504 тенге.
При этом напомним, что в Казахстане планируют дифференцировать пошлину за оформление паспорта.
Стандартный документ с 36 страницами будет стоить так же, 8 МРП. Паспорт с 22 страницами для детей до 16 лет в два раза дешевле – 4 МРП, или 12 252 тенге. А документ с 48 страницами для активных путешественников – 12 МРП, или 36 756 тенге.
Свидетельство о рождении
- Свидетельство о рождении ребенка выдается бесплатно. Но его повторное получение стоит 0,5 МРП, что в этом году составляет 1 531,5 тенге.
А за регистрацию перемены фамилии, имени или отчества нужно заплатить 2 МРП, или 6 126 тенге без учета сопутствующих расходов по замене документов.
Свидетельство о заключении и расторжении брака
- Регистрация заключения брака стоит 1 МРП, что в 2022 году, как мы уже отмечали, составляет 3 063 тенге.
А за регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, придется заплатить в два раза больше – 2 МРП, или 6 126 тенге.
Водительские права и техпаспорт
- Госпошлина для автолюбителей за регистрацию водительского удостоверения, в том числе при смене категории, составляет 1,25 МРП. Столько же нужно заплатить за техпаспорт. Размер данного платежа по-прежнему составляет 3 828,75 тенге.
До конца текущего года не должна увеличиться и стоимость VIP-номеров, а также заказ желаемых номеров, правила которого еще не утверждены, но находятся на согласовании.
В месячных расчетных показателях, действующих с 1 января 2022 года, также измеряются все остальные государственные пошлины, которые нужно платить в судах и судебным исполнителям, за совершение нотариальных действий, оформление различных документов и в других случаях.
Как получить паспорт или удостоверение личности в Казахстане
Граждане Республики Казахстан, независимо от места проживания обязаны иметь документы, удостоверяющие личность. Документами, удостоверяющими личность, являются удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан.
Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам, по их желанию независимо от их возраста и удостоверяет личность гражданина Республики Казахстан на территории республики и за ее пределами. Паспорт выдается сроком действия на 10 лет.
Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается гражданам с 16-летнего возраста и действительно на территории республики. Все граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности. Удостоверение личности выдается на 10 лет.
Для того, чтобы получить удостоверение личности и паспорт вам необходимо обратиться в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по месту жительства либо месту временного пребывания (проживания). Вы можете узнать какие требуются документы для получения удостоверения личности пройдя по ссылке услуги «Получение паспорта, удостоверения личности».
Рекомендуется подать все необходимые документы сразу после исполнения 16-ти лет.
Если вы столкнулись с такой ситуацией как утеря или кража документов удостоверяющих личность, вы можете узнать какие действия необходимы в данном случае в статье «Восстановление удостоверения личности при утере и краже«.
Ответственность за несвоевременное обращение за получением удостоверения
Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности, либо без регистрации по месту жительства сроком от 10 дней до 1 месяца — влечет предупреждение, по истечению данного срока гражданин подвергается административной ответственности в виде штрафа в размере 7 МРП по части 2 статьи 492 КоАП РК.
Аналогичное нарушение, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, наказывается штрафом в размере 13 МРП (ч.3 статьи 492).
Гражданин может обратиться за оформлением удостоверения личности только по достижению им 16 летнего возраста, до этого момента документ ему не выдадут.
Для получение удостоверения личности по достижению 16-летнего возраста необходимо предоставить следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- удостоверение личности одного из родителей;
- квитанция об оплате госпошлины за удостоверение личности в размере 0,2 МРП;
- паспорт (при наличии).
Перечень документов для оформления паспорта для детей до 16 лет:
- свидетельство о рождении;
- удостоверение личности одного из родителей;
- квитанция об оплате госпошлины за паспорт в размере 8 МРП.
При оформлении документов присутствие ребенка обязательно.
Также, необходимо знать, что при различном гражданстве родителей потребуется нотариально заверенное заявление-согласие от родителя иностранца на получение ребенком документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан (в случае рождения ребенка за пределами Республики Казахстан и различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан и оба родителя в это время имели постоянное место жительства вне пределов Республики Казахстан).
Установлена ли ответственность за просроченный паспорт?
Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам по их желанию.
Таким образом, менять просроченный паспорт или нет — решает сам гражданин, административным законодательством не предусмотрена ответственность за просроченный паспорт. Однако, при получении нового удостоверения личности, как в связи с истечением срока, так и переменой установочных данных, недействительный паспорт при его наличии в обязательном порядке необходимо сдать в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН).
Как оформить удостоверение личности и паспорт, если Вы изменили свои установочные данные?
Какие документы необходимо предъявить в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН), в связи с изменением фамилии Вы можете найти в статье «Оформление документов, удостоверяющих личность, в связи с переменой фамилии».
В связи с изменением национальности, граждане Республики Казахстан предъявляют следующие документы, необходимые для получения удостоверения личности и паспорта:
- письменное заявление с указанием желаемой национальности;
- свидетельство о рождении;
- насильственно переселенные на территорию республики в период репрессий — справку о реабилитации;
- удостоверение личности, паспорт при его наличии, подлежащие замене;
- квитанция об оплате государственной пошлины за удостоверение личности в сумме 0,2 МРП, за паспорт – 8 МРП.
Запись о национальности в паспорте и удостоверении личности производится в соответствии с национальностью родителей. При различных национальностях родителей гражданин Республики Казахстан добровольно выбирает национальность по отцу или матери;
В дальнейшем по заявлению, национальность изменяется только на национальность другого родителя.
В виде исключения разрешается изменение записи о национальности в паспортах, удостоверениях личности граждан Республики Казахстан, насильственно переселенных в период репрессий на территорию Республики Казахстан. Изменение национальности производится на основании справок о реабилитации, выдаваемых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».
Споры об изменении записи о национальности в паспортах и удостоверениях личности граждан разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в судебном порядке.
Одновременно при выдаче удостоверения личности в связи с изменением национальности, гражданину выдается справка об изменении записи о национальности, которая предъявляется в органы регистрации актов гражданского состояния (РАГС) по месту постоянного жительства для внесения изменений в сведения о национальности в соответствующих записях актов гражданского состояния.
При обмене документов, удостоверяющих личность, граждане Республики Казахстан могут подать письменное заявление в связи с желанием не указывать в них национальность.
Подробнее о документах
Документы, необходимые при получении удостоверения личности и паспорта в связи с изменением числа, месяца, года и места рождения:
- письменное заявление;
- свидетельство о перемене установочных данных из органов РАГСа, решение суда при его наличии;
- свидетельство о рождении;
- удостоверение личности, паспорт, подлежащие замене;
- квитанция об оплате государственной пошлины за удостоверение личности в сумме 0,2 МРП, за паспорт – 8 МРП.
- При этом, оформление на получение документов, удостоверяющих личность, в связи с изменением установочных данных, будет производиться после проведения проверки для установления достоверности перемены установочных данных и вынесения уполномоченным сотрудником миграционной службы заключения о перемене установочных данных, за исключением случаев перемены фамилии по заключению (расторжению) брака, фамилий и отчеств лицам казахской национальности согласно национальным традициям.
В этой связи в проверочный материал от Вас потребуется предоставление копии свидетельства о перемене установочных данных (при его наличии), повторного свидетельства о рождении (при его наличии). Также, из органа РАГС, в котором выдавалось первоначальное свидетельство о рождении будет истребована копия актовой записи о рождении для подтверждения внесенных изменений в установочные данные.
Документы, необходимые при получении удостоверения личности и паспорта при приеме в гражданство Республики Казахстан:
- справка о приеме в гражданство Республики Казахстан установленной формы, выданная органом внутренних дел;
- квитанция об оплате государственной пошлины за удостоверение личности в сумме 0,2 МРП, за паспорт – 8 МРП.
Читайте также: