Как финпирамида обманула людей на миллиард тенге, прикрываясь Елбасы и партией Nur Otan
Около двух лет назад в СМИ появилась информация о финансовой пирамиде, которая, притворяясь социальным фондом и используя имя Елбасы и именование партии Nur Otan, обманула казахстанцев на огромную сумму. С тех пор пострадавшие со всей страны не могут добиться справедливости, и уже не раз собирались у здания Генеральной прокуратуры. Они просят правоохранителей наказать не только непосредственных организаторов финпирамиды, но и их пособников. Портал Bizmedia.kz разбирается в этой истории.
Фонд? Финансовая пирамида?
Фонд был основан в 2019 году и назывался «Корпоративный фонд Otbasy men jastardy qoldau qory», что переводится как «Фонд поддержки семей и молодежи». Его главой значился Омар Ташенов. Именно под этим названием фонд рекламировался в соцсетях, а все договоры и финансовые операции проводились через некое ТОО «Investment Consulting Agency», действующее с 2017 года.
Личное общение с вкладчиками и тренинги проводила Гульбану Сапей. Она же была организатором и лицом компании. И именно ее имя называли в жалобах обманутые люди. Сейчас данная женщина находится под следствием, однако остальные участники этой схемы до сих пор на свободе. И, по утверждению потерпевших, продолжают привлекать новых вкладчиков.
Финпирамида обманула людей: как привлекали вкладчиков
Фонд предлагал клиентам займы под выгодные проценты, ипотеку под 3,7% или автокредит под 4% годовых. Для этого предлагалось только внести 50% от стоимости жилья или авто. И при этом никого не интересовала кредитная история клиента, его пенсионные отчисления и другие детали, которые обычно необходимы для кредита в банке.
Чтобы убедить клиентов, различные презентации «социальных программ» проводились непосредственно в зданиях партии Nur Otan, которые, как выяснилось позже, были просто арендованы.
Один из потерпевших рассказал, что в 2020 году вложил в фонд 5,5 миллионов тенге от продажи квартиры, рассчитывая купить жилье побольше. Но с тех пор он не может вернуть свои деньги и остался с семьей на улице.
«Не знаю, как Гульбану Сапей все это продумала и провернула, создала фиктивные договоры. Когда она проводила нам конференции, то называла Елбасы и Nur Otan. Нам обещали под 3,7 процента выдать около 10-12 миллионов. И мы поверили. Несколько раз я посещал конференции, она была убедительна, я с ней виделся и общался лично. Вместе с Омаром Ташеновым нам говорили: вкладывайтесь, покупайте квартиру, уже через две недели заедете, а мы ждем уже два года. Сейчас с тремя детьми мы остались на улице», - рассказал он.
Потерпевший добавил, что пострадавшие уже два раза обращались в Генпрокуратуру, но дело было передано в столичный департамент экономических расследований. Однако там дело затянулось, саму Сапей задержали, однако сразу 9 ее помощников остаются на свободе. И никакой информации о них нет.
«Мы продали две машины моих сыновей, поверив Омару Ташенову, он был однокурсником моего сына. Он собрал нас в здании Nur Otan и мы поверили, подумали, что здесь нам врать не будут. Нам сказали, что это социальные программы в рамках поддержки молодежи. Мы хотели купить участок и жилье, и продали все, что было. Не ели, не пили, копили. Мы вложили 18 миллионов тенге. С тех пор прошло два года. Таких, как мы, 80 человек, поверивших вкладчиков. Почему сидит только Гульбану, почему не сядет Ташенов? Была там бухгалтер Салтанат, играючи и улыбаясь брала у нас деньги, раздавала договоры. Где все эти люди? Они составили с нами фиктивные договоры, последние шесть миллионов я перевела на личный счет Гульбану. Сейчас мы просим у прокуратуры ответить на наши письма. Сколько раз мы ходили сюда и подавали свои заявления», - говорит другая потерпевшая.
Свое недовольство работой прокуратуры выразил и другой потерпевший, пенсионер, вложивший в фонд 10 миллионов.
Как идет расследование?
В Департаменте экономических расследований Нур-Султана дело расследуют дело уже 10 месяцев. В деле сразу две статьи 217 УК РК «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой» и статье 214 УК РК «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская, микрофинансовая или коллекторская деятельность». Помимо Гульбану Сапей в деле фигурирует и первый экс-руководитель ТОО ЕрланБейсенбаев.
«Сначала следствие вело управление полиции Есильского района, затем по постановлению прокуроров его «перекинули» в ДЭР. Суммарный ущерб - 1,6 миллиарда тенге. Но это то, что доказало следствие. Там еще более сотни миллионов тенге, которые не доказаны и ушли в офшоры, за рубеж, на другие лица были переписаны. Люди вкладывали в фонд от 50 долларов и, как нам известно, до 100 миллионов тенге. Мы не знаем точное число потерпевших, но более 100 – это точно. Рекламируя ипотеку под 3,7 процента, они упоминали «Жилстройсбербанк» и схему жилищной программы позаимствовали у ЖССБ», - рассказал Аян Торекулов, журналист и юрисконсульт потерпевших в Нур-Султане. Он представляет интересы 15 потерпевших в рамках уголовного дела.
Но в самом банке информацию не подтвердили.
«Пока дело расследуется по двум статьям. Но мы неоднократно ходатайствовали, что фигурантам нужно инкриминировать еще и статью 218 УК РК «Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем». Также предусматривается статья 262 УК РК «Создание и руководство организованной преступной группой». Но городская прокуратура «не дает ходу» на инкриминирование этих двух статей», — добавил Аян Торекулов.
О местонахождении других фигурантов дела информации нет.
«В отдельное производство руководителем следственной оперативной группы в столичном ДЭР выделили дело в отношении менеджеров, директоров, тех, кто занимался непосредственно рекламой. Там были и «технари», создавшие их сайт, биржевики, финансисты, которые «крутили» деньги на международных финансовых биржах, - этому тоже есть доказательная база. Они пока идут в рамках свидетелей. Хотелось бы подчеркнуть, что со сменой руководства столичного ДЭР динамика этого следствия намного улучшилась. Сейчас с материалами дела ознакамливаются непосредственно двое подозреваемых, а Гульбану Сапей находится в столичном СИЗО», - уточнил Аян Торекулов.
Он считает, что в Казахстане нет профилактики и упреждающих инструментов по противодействию финансовым пирамидам.
«К сожалению, органы государственной власти в лице Генпрокуратуры, финрегулятора, Агентства финмониторинга не в полной мере выполнили пункт 85 общенационального плана действий по реализации послания главы государства, озвученного 1 сентября 2019 года. Пункт 85 указывает на совершенствование мер борьбы с мошенничеством и финпирамидами. В декабре они уже должны были внести свод своих предложений, но к сожалению, опять же, саботирование поручения главы государства. У органов государственной власти нет межсекторального сотрудничества с институтами гражданского общества», - считает Торекулов.
Кто стоит за финансовой пирамидой и почему дело не двигается с места
Мадина Жатканбаева — журналист и активист, 1,5 года занимается расследованием деятельности корпоративного фонда Otbasy men jastardy qoldau qory. Внедрившись в сеть, она проработала в фонде две недели и успела «вытащить» необходимую информацию. У фонда были свои филиалы в 14 регионах Казахстана, которые, по подсчетам журналистки, «обработали» около 23 тысяч человек по всей стране. Но как организаторам удалось войти в доверие к такому количеству вкладчиков?
«Учредителем фонда была Баимбетова Гульнар Аманжоловна. Она НПО-шница, несколько раз выигрывала гранты, является президентом общественного объединения «Ассоциация Қазақстан әйелдері» (зарегистрировано 20 лет назад - прим.авт.). На фоне таких регалий она легко вызывала доверие. В свою очередь Гульбану Сапей знакома с Айгуль Соловьевой (экс-депутат Мажилиса, общественный и государственный деятель - прим.авт.), Салтанат Рахимбековой (сопредседатель Союза женщин-предпринимателей Казахстана), выкладывала в соцсетях фотографии с Нуртаем Сабильяновым (экс-депутат Мажилиса). Гульбану Сапей посещала и участвовала в крупных бизнес и экономических форумах, что тоже активно транслировалось в Facebook. Они проводили тренинги в зданиях партии Nur Otan, оплачивая аренду пять тысяч тенге за час. Люди верили, потому что видели фотографии с высокими чинами, знаменитостями. Им говорили, что фонд поддерживают акиматы, так и обманывали», - рассказала Мадина Жатканбаева.
Потерпевшие из столицы заявили в СМИ, что афера стала возможной из-за попустительства акимата Нур-Султана, департамента полиции города, партии Nur Otan и «Жилстройсбербанка». В филиалах фонда потенциальным вкладчикам даже показывали благодарственные письма от столичного управления по делам общественного развития.
Факты
В апреле 2021 года департаментом экономических расследований по Нур-Султану изобличена деятельность лиц, которые создали финансовую пирамиду под видом корпоративного фонда Otbasy men jastardy qoldau qory, Investment Consulting Agenсy и незаконно привлекали денежные средства граждан. В результате незаконной деятельности ущерб составил более 300 миллионов тенге. Согласно заключению Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, деятельность ТОО «Investment Consulting Agenсy» и корпоративного фонда Otbasy men jastardy qoldau qory является незаконной, соответствующего разрешения не имеется.
В октябре 2021 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало список субъектов, в деятельности которых выявлены признаки финансовой пирамиды, куда были отнесены и ТОО «Investment Consulting Agency» и корпоративный фонд Otbasy men jastardy qoldau qory.
«Совершение финансовых операций с лицами, указанными в списке Агентства, может нести повышенные риски потери вложенных средств для граждан Республики Казахстан», - говорится в сообщении.
«Это организованная преступная организация, поэтому мы требуем, чтобы возбудили уголовное дело по статьям 218 и 262. Потому что других соучастников не привлекают. Им легче привлечь к ответственности одного человека. Гульбану Сапей отсидит пять лет и может выйдет по амнистии через год-полтора, а деньги людям возвращать не будет. По пирамиде пострадавших около 23 тысяч человек. 3-4 месяца назад мы написали заявление на имя Гизата Нурдаулетова (Генеральный прокурор РК - прим.авт.), но 560 страниц с доказательствами, которые я лично им предоставила, не были даже прочитаны. Там были видеоматериалы, переписки в соцсетях, скриншоты. Однако исполнители даже не ознакомились с делом - за неделю мне пришел ответ о частичном удовлетворении ходатайства. Я 1,5 года проводила расследование, сколько собрала информации, как сотрудники Генпрокуратуры за неделю полностью изучили дело и частично удовлетворили? Потому что до сегодняшнего дня они с этим делом даже не ознакомились», - заявила Мадина Жатканбаева.
Как распознать финансовую пирамиду?
Сегодня мошенники изобрели массу способов отнять деньги у доверчивых граждан. Они бывают разными: простыми и сложными, быстрыми и более длительными, рассчитанными на определенные группы людей и тому подобное. Как же распознать обман и не попсться на удочку злоумышленников?
Первое
Изучите репутацию компании и достоверность предоставляемой ею информации. Все финансовые организации, имеющие право привлекать депозиты, должны иметь лицензию финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
В случае, если у вас появились подозрения, что вы связались с финансовой пирамидой, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и в финансовый регулятор.
Второе
Изучите информацию о владельцах и руководстве компании, а также узнайте, где она зарегистрирована. Если данные о руководстве засекречены, а сама компания зарегистрирована в некой оффшорной зоне, то стоит задуматься, прежде чем разместить в ней свои сбережения. Процедура регистрации компаний в оффшорных зонах максимально упрощена, а узнать имя реального владельца или того, кто на самом деле стоит за этой структурой — чрезвычайно сложно. Поэтому обязательно попросите представить все уставные и учредительные документы компании.
В первую очередь, узнайте, лицензирована ли компания и на основе каких нормативных и разрешительных документов осуществляет свою деятельность. Также неплохо ознакомиться с отчетностью компании, понять, на чем и сколько она зарабатывает.
Третье
Насторожитесь, если обещают высокую гарантированную доходность инвестиций. Мошенники хорошо знают психологию и играют на элементарном желании человека быстро и без труда обогатиться. Поэтому пирамиды легко обещают доходность и в 20, и в 50, и в 100% годовых, поскольку не собираются эти обещания выполнять.
Если специфика деятельности компании неясна, стоит воздержаться от вложений. Должно насторожить и отсутствие четкого механизма возврата денег. Например, если написано, что средства вам вернут только после достижения определенной суммы. Вы должны иметь возможность управлять вложенными средствами и изъять их в случае необходимости. Такие детали обычно описываются в договоре. Прежде чем подписывать документ, нужно внимательно его изучить, а в случае непонятных пунктов, проконсультироваться со специалистами.
Помните, что призывная реклама — это не повод, чтобы вложиться под высокий процент, а повод усомниться в исполнении обещаний.
Пятое
Предлагают вознаграждения за привлечение новых вкладчиков? Отказывайтесь — это верный признак того, что вас втягивают в финансовую пирамиду.
Шестое
Предлагают договор займа? Знайте — это самый распространенный прием пирамидостроителей. Как правило, такой договор займа составляется с различными неточностями и оговорками, чтобы компания, заключившая договор, могла выйти «сухой из воды».
Поэтому потребителям финансовых услуг необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора и в случае непонятных позиций, не рисковать и не передавать им свои деньги.
Компания приглашает вас поучаствовать в корпоративных мероприятиях, розыгрыше всевозможных призов, подарков, путевок? Отказывайтесь!
Это один из наиболее популярных приемов вовлечения в пирамиды новых вкладчиков. Таким образом, с одной стороны, формируется образ «успешной и прибыльной компании». А с другой — в усомнившихся участниках укрепляется «корпоративный дух», который не позволяет им спрыгнуть с пирамиды, движущейся к закономерному финишу — краху.
Седьмое
Обратите внимание на то, каким образом компания принимает деньги. Многие сомнительные компании принимают наличные деньги либо используют различные системы онлайн-платежей и переводов без применения специальных расчетных счетов компании в банках и достоверной бухгалтерской отчетности своей деятельности.
Читайте также: