«Оператор РОП» лишили права собирать деньги за утильсбор в Казахстане

Утильсбор в РК переходит в к компании «Жасыл Даму». Мы узнали об этой компании несколько интересных моментов.

Правительство приняло постановление в отношении ТОО «Оператор РОП», забрав в собственность государства активы, созданные за счет средств утильсбора в РК. О подробностях узнал корреспондент Bizmedia.kz. Теперь его в Казахстане будет собирать совсем другая фирма.

Утильсбор за ввоз транспортных средств в страну введен в Казахстане с 2016 года. Размер выплаты зависит от объема двигателя и типа автомобиля.

Официально. Ставки на утильсбор уменьшат в Казахстане

Утильсбор в Казахстане доверен государственной компании

Казахстанцы уже не первый год выступают против утилизационного сбора. Однако, до недавнего времени, в руководстве страны не трогали эту тему. И только после поручения главы государства в начале этого года, было принято решение взять механизм утилизационного сбора в государственные руки.

https://bizmedia.kz/2022/01/25/avtokredity-pod-4-dengi-operatora-rop-pomogut-kazahstanczam/
«В рамках исполнения поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева 18 января 2022 года правительство приняло постановление «О некоторых вопросах подведомственных организаций Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан». Согласно документу, оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определена государственная организация в лице акционерного общества «Жасыл Даму», - говорится в сообщении. 

В правительстве сообщили, что деятельность ТОО «Оператор РОП» в части администрирования утилизационного сбора и распоряжения соответствующими средствами прекращена.

«Активы, созданные за счет средств утилизационного сбора, переданы в собственность государства. Исполнение функций администрирования расширенных обязательств производителей передано государственной организации - АО «Жасыл Даму», - пояснили в пресс-службе правительства. 

C начала работы «Оператора РОП» общая сумма собранного утилизационного сбора составила более 614 млрд тенге. Наибольший приток платежей приходится на импортеров транспортных средств – 288 млрд тенге (46,9%). На втором месте по уплате сбора – производители транспортных средств с 248 млрд тенге (40,5%). Далее идут производители сельскохозяйственной техники – 35 млрд тенге (5,8%), производители и импортеры автокомпонентов – 33,9 млрд тенге (5,5%), производители и импортеры отходов упаковки – 604 млн тенге (0,1%), производители и импортеры кабельно-проводниковой продукции – 110 млн тенге (0,02%). Цифры взяты из данных Союза независимого автобизнеса Казахстана.

Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Мажилиса 11 января, указал, что утильсбор собирает частная компания.

«Поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах. Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял», - заявил Глава государства.

Кому доверили утильсбор в Казахстане?

По данным из открытых источников, известно, что акционерное общество «Жасыл Даму» принадлежит Комитету госимущества и приватизации Министерства финансов. На сайте компании указано, что АО создали путем преобразования Казахского научно-исследовательского института экологии и климата.

Зарегистрирована компания 29 марта 2013 года в столице, на улице Кунаева, 12/1. Числится как малое предприятие, где работают от 31 до 40 человек.

Видов деятельности у организации несколько: обработка и удаление опасных отходов, исследования и разработки в области естественных и технических наук, а также другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем, не включенные в другие группировки.

На сайте компании обозначено, что основная миссия «Жасыл Даму» – это создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды. А в рамках этой миссии у госфирмы уже две цели – это утилизация всех видов отходов и сокращение выбросов парниковых газов.

Финансовое положение компании неоднозначное. Налоговые отчисления до 2011 года были весьма высокими, затем как раз к моменту становления организации как компании «Жасыл Даму» они резко упали. Но в последние годы поступления в бюджет растут. Несмотря на, казалось бы, хорошее положение дел, компания, по данным сервиса pk.uchet, задолжала в бюджет 635 939 тенге по налогам и таможенным платежам.

Руководит компанией Азамат Алимбаев, который ранее был руководителем Департамента экологии по Костанайской области, а также работал заместителем председателя Комитета экологического регулирования и контроля.

В состав совета директоров «Жасыл Даму» входят вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов – он же председатель совета директоров, Амангельды Тойбаев – руководитель управления Комитета госимущества и приватизации, гендиректор компании Азамат Алимбаев, исполнительный директор Ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Вера Мустафина, а также ведущий эксперт программы Европейского союза – Центральной Азии по изменению климата, охраны окружающей среды и водным ресурсам Булат Есекин.

Цифры

Платить утильсбор обязаны почти все. Он касается автопроизводителей, лфициальных импортеров, а также частных лиц, что ввозят автомобиль в Казахстане. И оплатить его необходимо до первичной постановки авто на учет.

Утильсбор рассчитывается исходя из объема двигателя. Формула расчета проста: 50 МРП (месячный расчетный показатель) умножается на коэффициент объема двигателя. Для машин с объемом двигателя до одного литра он равен трем, до двух литров – семи. Если более трех литров, тогда надо умножать на 10, а для моторов больших объемов – на 23.

В 2022 году МРП равен 3 063 тенге, соответственно, базовая ставка в текущем году составит 153 150 тенге.

Для легковых автомобилей

Минимальный утильсбор предусмотрен для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

— до 1 000 кубических сантиметров — коэффициент 3 – 459 450 тенге;

— от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров — коэффициент 7 – 1 072 050 тенге;

— от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров — коэффициент 10 — 1 531 500 тенге;

— свыше 3 001 кубических сантиметров — коэффициент 23 — 3 522 450 тенге.

Для грузовиков

Для грузовых авто утильсбор рассчитывается исходя из полной массы:

— до 2.5 тонны — коэффициент 7 — 1 072 050 тенге;

— от 2.5 тонны до 3.5 тонны — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;

— от 3.5 тонны до 5 тонн — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;

— от 5 тонн до 8 тонн — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;

— от 8 тонн до 12 тонн — коэффициент 19 — 2 909 850 тенге;

— от 12 тонн до 20 тонн — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;

— от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей — коэффициент 41 — 6 279 150 тенге.

Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге.

Для автобусов

Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор — 1 225 200 тенге.

Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:

— до 2 500 кубических сантиметров — коэффициент 8 — 1 225 200 тенге;

— от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;

— от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;

— свыше 10 001 кубических сантиметров — коэффициент 27 — 4 135 050 тенге.

Для тракторов

В этой категории утильсбор рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

— до 60 лошадиных сил — коэффициент 4 — 612 600 тенге;

— от 61 до 130 лошадиных сил — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге;

— от 131 до 220 лошадиных сил — коэффициент 34 — 5 207 100 тенге;

— от 221 до 380 лошадиных сил — коэффициент 58 — 8 882 700 тенге;

— свыше 380 лошадиных сил — коэффициент 80 — 12 252 000 тенге.

Для комбайнов

Как и в предыдущей категории, утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

— до 160 лошадиных сил — коэффициент 18 — 2 756 700 тенге;

— от 161 до 220 лошадиных сил — коэффициент 46 — 7 044 900 тенге;

— от 221 до 255 лошадиных сил — коэффициент 64 — 9 801 600 тенге;

— от 256 до 400 лошадиных сил — коэффициент 76 — 11 639 400 тенге;

— свыше 400 лошадиных сил — коэффициент 90 — 13 783 500 тенге.

Читайте также:

https://bizmedia.kz/2022/04/01/direktor-operatora-rop-mog-ukrast-13-mlrd/
https://bizmedia.kz/2022/02/09/czeny-na-avto-v-kazahstane-skolko-stoit/
https://bizmedia.kz/2022/02/02/stavki-na-utilsbor-soglasuyut/
https://bizmedia.kz/2022/01/26/avtokredit-pod-4-kak-ego-oformit/
https://bizmedia.kz/2022/01/25/avtokredity-pod-4-dengi-operatora-rop-pomogut-kazahstanczam/
https://bizmedia.kz/2022/01/13/vyvod-deneg-sredstva-operatora-rop-nuzhno-perevesti-na-gosbalans-poka-ih-ne-pereveli-za-graniczu/
https://bizmedia.kz/2022/01/12/za-utilsbor-kazahstanczy-zaplatili-pochti-700-milliardov-tenge/
https://bizmedia.kz/2022/01/11/mashiny-podesheveyut-utilsbor-v-kazahstane-perejdyot-k-gosudarstvu/
https://bizmedia.kz/2021/12/10/utilsbor-v-kazakhstane-kakim-on-budet/
https://bizmedia.kz/2022/01/16/peticziyu-o-snizhenii-czen-na-avto-podpisyvayut-kazahstanczy/
https://bizmedia.kz/2022/01/26/glavu-operatora-rop-arestovali-pri-popytke-pokinut-kazahstan/
Новые коллекционные монеты выпустили в обращение в Казахстане
22 ноября 2024 в 13:00
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Факт насилия над несовершеннолетними выявлен в Павлодарской области
22 ноября 2024 в 12:48
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
В Казахстане 58 школ работали без лицензии
22 ноября 2024 в 12:28
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Опрос по переводу времени запустили в eGov mobile
22 ноября 2024 в 12:24
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Эксперты ухудшили прогноз по инфляции в Казахстане
22 ноября 2024 в 12:05
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
Совет директоров АО Kaspi.kz изменился
22 ноября 2024 в 11:56
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
На KASE доллар в 11:00 продавался по 497 тенге
22 ноября 2024 в 11:21
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
KEGOC отчитался о прибыли 47 млрд тенге за 9 месяцев 2024 года
22 ноября 2024 в 10:58
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
Осужден начальник депо в Актюбинской области
22 ноября 2024 в 10:46
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15
Автопарк медицинских учреждений Жамбылской области пополнился новой техникой
22 ноября 2024 в 10:29
21 ноября в Казахстане не будут работать телевидение и радио, предупреждает «Казтелерадио»
18 ноября 2024 в 11:20